Елена Сергеева
Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!Разрешите поделиться с Вами опытом логопедической работы. Возможно эта информация пригодится не только логопедам, но и воспитателям. Очень часто в логопедической практике встречаются нарушения звука "Р". Основной причиной нарушенного произношения этого звука является слабость мышц языка,особенно его боковых краёв,слабость кончика языка, несформированность воздушной струи, которая подаётся на кончик языка,а также короткая и массивная подъязычная уздечка.
Все эти факторы негативно отражаются на произношении звука "р" и препятствуют подъёму языка за верхние зубы.
Публикация «Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Правильное звучание этого звука зависит от того, умеет ли ребёнок делать язык широким и класть его при этом на нижнюю губу. Этой цели служит упражнение артикуляционной гимнастики "Лопаточка". Язык широкий и спокойный лежит на нижней губе и в этот момент необходимо подуть на самый кончик языка строго по его средней линии. Необходимо, чтобы ребёнок привык дуть по средней линии языка и на кончик. Для этого нужно многократно выполнять это упражнение.
Важным этапом в формировании правильного звука "Р" является этап сильного дутья на кончик языка. От этого зависит, будет ли ребёнок произносить его или нет. И именно сейчас очень удачный момент для этого - широкий язык лежит "Лопаткой", воздушная струя идёт по средней линии прямо на кончик и теперь необходимо её усилить и подуть так, чтобы кончик языка "задрожал". Здесь нужна сила и напор воздушной струи.
Следующим этапом является этап развития мышц языка. Следует выполнять такие упражнения (заниматься необходимо перед зеркалом) :
1."Лопатка" - широкий язык на нижней губе (удерживать под счёт до 5-8 сек.);
2."Качели" - широкий язык лежит на нижней губе, а затем на верхней губе (каждую позицию языка выдерживать по 5-7 сек.);
3."Вкусное варенье" - широкий язык положить на верхнюю губу и выполнять "облизывающие" движения сверху вниз. Выполнить 5-6 движений;
4."Лошадка" - прижать весь язык к нёбу за верхними зубами и "цокать" языком 5-7 раз. Упражнение "Лошадка"необходимо выполнять почаще. Оно укрепляет мышцы языка,способствует прижатию его боковых краёв к верхним коренным зубам и удлиняет короткую подъязычную уздечку;
5."Дятел" - ребёнок пошире открывает рот,а губы при этом в улыбке. Кончик языка прижимает к десне за верхними зубами, затем ребё нок начинает с силой стучать за верхними зубами: "д-д-д"; "д-д-д" и так выполняет по 3 серии;
6."Мотоцикл" - выполняется как упражнение "Дятел", но произносить нужно:"дын"-"дын"-"дын"(по 3 раза,сильно ударять по десне за верхними зубами и обязательно при этом дуть на кончик языка. Выполнять несколько раз подряд.
Упражнения "Дятел","Мотоцикл" хорошо укрепляют кончик языка. А это так необходимо для правильного произношения звука "р"