Приложение МААМ

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Светлана Науменко
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

УДК

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Науменко Светлана Васильевна

студентка 3 курса направления подготовки

44.03.01 – Педагогическое образование

профиль подготовки «Дошкольное образование»

научный руководитель:

Колосова Наталия Николаевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры методик начального и

дошкольного образования

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Публикация «Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского».

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение вопросов патриотического воспитания потребовало новой идеологии в образовательной деятельности и приобрело государственное значение (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»).

Народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина (В. Г. Белинский, А. В. Водовозов, И. А. Ильин, В. О. Ключевский, Н. А. Корф, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский). Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Чрезвычайно важным в связи с этим является мнение ученых (Р. С. Буре, А. В. Запорожец) о том, что процесс формирования основ патриотизма необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности очень ярки и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь, что очень важно в таком сложном процессе как патриотическое воспитание.

Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Н. Дороновой, довольно чётко прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой воспитание патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; О. Л. Князева, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают в качестве одного из решений проблемы воспитания патриотизма познание дошкольниками своей страны. Л. Е. Никонова – создание целенаправленной системы патриотического воспитания при соответствующей организации педагогической среды.

Понятие Родины у дошкольников тесно связано с тем, что им дорого и близко, то есть с любовью к родному дому, природе. Именно в период дошкольного детства начинают развиваться чувства, черты характера, незримо связывающие ребенка с его народом, культурой. Поэтому патриотическое воспитание предполагает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, на приобщение к родному дому, истокам национальной региональной культуры, природе родного края; воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотизм как нравственное качество имеет интегральное содержание. С учетом этого в педагогической работе должно быть соединено ознакомление детей с явлениями общественной жизни, народоведение, использование средств искусства, практическая деятельность детей (труд, наблюдения, игры, творческая деятельность и др., национальные, государственные праздники.

Целесообразным в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста является использование произведений художественной литературы, в которых речь идет об истории и о настоящем России, жизни детей и взрослых. В целом к эффективным методам и формам организации патриотического воспитания относятся : экскурсии по улицам родного города, к историческим достопримечательностям, выдающимся местам; рассказы воспитателя; беседы с интересными людьми; обобщающие беседы; рассматривание иллюстративных материалов, видеозаписей; чтение и инсценировка произведений художественной литературы; воспитательные мероприятия (День Победы, праздник семьи и т. д.).

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.

С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в детском саду осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.

Таким образом, патриотическое воспитание старших дошкольников – это целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс формирования эмоционально-оценочного отношения к малой Родине, родному языку, народу, его традициям, обычаям, идеалам как совокупности общечеловеческих ценностей, обеспечивающих патриотическое становление ребенка.

Литература

1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие / Н. В. Алешина. – Москва : Центр гуманитарной литературы, 2004. – 253 с.

2. Воспитательная система «Маленькие россияне» : Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под ред. Н. А. Арапова-Пискарева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 48 с.

Резюме. В статье раскрывается важнейшая проблема современного образования – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Автор рассматривает особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, дети дошкольного возраста.

Summary. The article reveals the most important problem of modern education - the patriotic education of the younger generation. The author examines the characteristics of patriotism education bases in preschool children.

Keywords : patriotic education, patriotism, preschool children.

Публикации по теме:

Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста Автореферат В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь.

Основы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Тезисы сообщения из опыта работы на «Школе молодого педагога» «Основы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 июня 2015 в 22:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Науменко (УИ 5636) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД