Светлана Синенкова
Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Гуманистическое воспитание предполагает в первую очередь содействие развитию эмоциональной жизни личности, творчества и здоровья человека. В современных условиях возникает необходимость в создании таких педагогических условий в дошкольном учреждении, которые оказывали бы наиболее благоприятное воздействие не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное, психическое развитие дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Важнейшим аспектом работы по формированию эмоциональной сферы является развитие эмоциональной отзывчивости, имеющей центральное значение в системе душевных, творческих, витальных сил человека. В работах отечественных исследователей прослеживается устойчивая взаимосвязь между появлением личностных новообразований и особенностями эмоциональной сферы, то есть эмоциональное развитие ребенка рассматривается в контексте процесса становления личности в дошкольном детстве (А. Ф. Лазурский, Г. Я. Трошин, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец).
К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.
Можно выделить следующие основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольников :
- усложнение содержания эмоциональной сферы дошкольника;
- изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств.
Уже в раннем дошкольном возрасте можно наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребёнка, как любопытство, удивление, чувство нового, стремление утвердиться в истине, любознательность. Развитию этих чувств способствует внимательное отношение родителей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно поэкспериментировать, своевременное и частое включение в познавательное и личностное общение, непосредственное участие в детских забавах, играх, совместные наблюдения, чтение, экскурсии и т. д.
Эстетические чувства ребёнка проявляются в эмоциональном отношении к прекрасному, безобразному, героическому, комическому в природе, жизни, в искусстве. Детей этого возраста привлекают ярко окрашенные блестящие предметы, красочные иллюстрации, радостные мелодии, ритмические движения. Эстетическое отношение детей к действительности проявляется в их поведении, творчестве. Ребёнок рисует то, что ему нравится, что он любит. Свои эстетические чувства дети дошкольного возраста проявляют и в высказываниях, стихах, пении, танцах, в разных видах деятельности, особенно в художественных.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра (А. В. Запорожец). Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного соде6ржания, они учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания : радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.
Мотивами поведения ребенка становятся чувства гордости и самоуважения. Если 2-летние малыши гордятся таким достоинством, как сила («я сильный», то на 4—5 году — уже (порой без достаточных на то оснований) качественными показателями своих умений в разных видах деятельности, наличием моральных достоинств, правдивостью («не обманываю», послушанием, выдержкой («не плакса», вежливостью, смелостью, трудолюбием.
В 4-5 лет формируется чувство долга. Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет, когда ребенок осознает необходимость и обязательность выполнения правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки.
Важную роль в нравственном развитии дошкольника играет чувство симпатии. Дошкольник способен испытывать чувства симпатии к окружающим, товарищества, дружбы, любви (к родным, например).
С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания.
На ранних стадиях психического развития закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. ( В качестве примера можно привести знакомую всем картину: стоит одному полутора-трехлетнему малышу расплакаться, как его «поддержат» своим дружным ревом все окружающие его сверстники, будь то в раздевалке детского сада или на детской площадке). По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты – моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.
Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонента:
- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации). Распознание эмоциональных состояний другого человека. Характеризуется проявлением сопереживания, выраженным в распознавании пантомимической интонационной и поведенческой этики;
- эмоциональный (я со-чувствую ему). Восприятие понимание внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека. Характеризуется сочувствием;
- поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние). Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Проявляется в стремлении к содействию.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ребенка. Сопереживание и сочувствие у дошкольников могут проявляться не только по отношению к близким людям, но и по отношению к незнакомым, маленьким детям, животным и даже растениям.
На основе развития сочувствия и сопереживания у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе, придают большое значение нравственным качествам сверстников. Они готовы защищать дружеские взаимоотношения, считать поступки и результаты деятельности друзей лучшими, даже вопреки справедливости.
В целом старший дошкольный возраст - очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психических образований. Развитие и усложнение этих образований дает благоприятные условия для развития рефлексии-способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатов, переживаниях, чувствах. В исследованиях подчеркивается, что для нравственного развития наиболее сенситивным является период перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для взаимодействия взрослого и ребенка.