Алена Галева
Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста
Внимание очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом ее качественное выполнение. Внимание – важная сторона познавательной деятельности.
Публикация «Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом. Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия [11].
Устойчивость внимания – длительное привлечение к одному и тому же объекту.
Концентрация внимания – повышенность интенсивности сигнала при ограниченном поле восприятия.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо, С. Я. Рубинштейн и многие другие.
Как считал Т. Рибо, внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, между эмоциями и произвольным вниманием есть особенная тесная связь [6].
По мнению Н. Ф. Добрынина, внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [9].
Н. С. Осипова считает, что вниманию, как действию самоконтроля можно и нужно специально обучать. Вопрос о природе внимания продолжает изучаться в наши дни. Первый вопрос, которые интересует всех очень давно – является ли внимание самостоятельным процессом, или оно - сторона, аспект любой психологической деятельности. В зарубежной когнитивной психологии эта альтернатива представлена сторонниками теории внимания как специального процесса блокировки, или фильтрации информации, который обеспечивается работой особого блока, и сторонниками того взгляда, что внимание есть проявление работы всей системы переработки информации [14].
Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности (С. Я. Рубинштейн) [25].
В исследовании М. С. Певзнер на основании клинических и патофизиологических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у всех детей с нарушением интеллекта является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Вместе с тем М. С. Певзнер говорит о том, что у некоторых детей с нарушением интеллекта наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами. Иначе говоря, речь идет о преобладании возбуждения над торможением или, напротив, торможения над возбуждением. Многие авторы отмечали, что у умственно отсталых детей часто возникают летучие кратковременные фазовые состояния, которые во время учебной деятельности проявляют себя в колебаниях внимания [21].
Умственная отсталость — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы.
Для того, чтобы легче исправлять эту невнимательность, следует различать, по крайней мере, два ее источника. Первый и наиболее типичный источник - колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов. Не следует думать, что эта истощаемость, или, иначе, утомляемость, обнаруживается только к концу дня либо к концу года. Истощаемость может наступить и на первом занятии после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого ребенка с ослабленной нервной системой.
В фундаментальных исследованиях А. Р. Лурия и Е. Д. Хомской также рассматриваются нейрофизиологические основы внимания. В исследовании Е. Д. Хомской особое значение придается селективному вниманию. Это внимание предполагает отбор и удержание нужной информации. При селективном внимании необходимо отвлечься от не относящейся к нужному делу, но воздействующей на анализаторы информации [32].
Далее Е. Д. Хомская рассматривает вопрос о причинах колебания внимания и делает вывод о том, что они недостаточно изучены, особенно применительно к произвольной умственной деятельности человека. Неясным остается, по ее мнению, роль различных мозговых структур в осуществлении обусловленных речью произвольных форм внимания. Данные исследования свидетельствуют о большой роли в осуществлении этого процесса медиобазальных отделов коры лобных долей головного мозга [32].
Исследователи М. С. Певзнер, С. Л. Рубинштейн подчеркивают тесную взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания [21, 25].
И. Л. Баскакова указывает, что под устойчивостью внимания подразумевается длительность сосредоточения внимания на объекте. Большинство детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу. Так, в течение 7 минут дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта в корректурных пробах достаточно успешно вычеркивают 2 изображения. Продуктивность работы при этом в среднем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Средний уровень устойчивости внимания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Еще одним важным качеством внимания является его переключение. Оно предполагает намеренный перенос внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на другой внутри какой-либо деятельности. Особенности переключения внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Выявлено, что переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых объектов. Замечено, что дети дошкольного возраста успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов, чем с абстрактным. Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта, особенно старшего дошкольного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения.
Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых педагогом в ходе занятия, приводит к быстрой утомляемости детей дошкольного возраста, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т. е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи [2].
В своих работах Г. Е. Сухарева охарактеризовала внимание умственно отсталых детей как трудно привлекаемое, плохо фиксируемое и легко рассеивающееся.
Отмечается снижение устойчивости внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью. У одних детей с умственной отсталостью наблюдается максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и его постепенное снижение. У других — сосредоточение внимание наблюдается после осуществления какой-либо деятельности. У третьих сосредоточение внимания периодично.
Внимание умственно отсталых детей динамично - его трудно привлечь именно к нужным объектам. Внимание плохо фокусируется на объекте, «скользит» по поверхности и не достигает достаточной степени концентрации внимания.
Особенности такого качества внимания, как переключение, у умственно отсталых детей мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью, особенно старшего дошкольного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Установлено, что переключение внимания у детейс интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от характера предъявляемых объектов. Замечено, что старшие дошкольники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов, чем с абстрактным.
Внимание старших дошкольников с умственной отсталостью характеризуется недостаточной произвольностью, дефицитарностью основных свойств внимания : объема, концентрации, распределения. У одних детей с умственной отсталостью наблюдается максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и его постепенное снижение в дальнейшем. У других детей сосредоточение внимание наблюдается во время осуществления какой-либо деятельности. У третьих сосредоточение внимания периодично. Теоретический анализ литературы показал своеобразие развития внимания дошкольников с умственной отсталостью, что обусловливает необходимость его эмпирического изучения и разработки и реализации мер психологического воздействия, способствующих оптимизации развития этого психического процесса [27].
Таким образом, в проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта авторы указывают на малый объем внимания детей с нарушением интеллекта, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости детей. Подчеркивают их постоянную, чрезвычайно легкую отвлекаемость, особенно отчетливо обнаруживающуюся при работе с относительно сложным материалом. Присущее детям дошкольного возраста нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности. Соответственно, одним из средств коррекции и развития внимания, детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта является игровая деятельность.