Елена Рябкова
Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Публикация «Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие и воспитание детей 2-3 лет в современном образовательном пространстве позиционируется как проблема международного уровня. В частности, по инициативе ЮНЕСКО в сентябре 2010 г. в Москве проходила Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, основные идеи которого были заложены в концептуальном документе «Создание богатства наций». Большое внимание в этом документе уделяется детям 2-3 лет, их развитию, сенситивным периодам, возможностям и особенностям воспитания.
Этот возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни.
Возраст 2-3 лет знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности.
Современные подходы к изучению познавательной и когнитивной деятельности в онтогенезе в детском возрасте в основном базируются на исследованиях известных ученых прошлого века: Д. Эльконина, Л. Выготский, Л. Венгера, В. Мухиной, А. Костюка, А. Запорожца и др. Научное видение с тех пор изменилось мало. Но изменилась социальная ситуация развития современного ребенка раннего возраста:
- в обществе имеют место теории свободного саморазвития ребенка, которые сводят роль взрослого на нет;
- среди молодых родителей существует мнение о необходимости форсированного умственного развития ребенка с рождения (изучение иностранных языков, курсы развивающего обучения, развитие логического мышления с детства т. д.);
- акцентуация внимания некоторых педагогов и родителей на широком использовании компьютерных технологий, привлечение к ним ребенка с детства, не учитывая его морфо-функциональные особенности и состояния здоровья;
- развитие психики ребенка экспериментально исследуется в основном в психологическом аспекте, а в педагогическом - процесс развития ребенка рассматривается в рамках детской деятельности.
Основной целью данной работы является: изучение особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников 2-3 лет.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику развития детей в возрасте 2-3 лет;
2. Определить возрастные особенности социально-коммуникативного развития;
3. Выделить основные задачи и показатели социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет;
4. Сформулировать советы родителям по социально-коммуникативному развитию детей 2-3 лет.
Для написания работы были использованы работы следующих авторов: А. Петровского, М. Ибука, И. Мамайчук, Л. Обухова.
Процесс психического развития ребенка происходит путем присвоение им историко-культурного опыта человечества. Основой для такого усвоения является познавательная и эмоциональная деятельность. Формирование у детей активного отношения к окружающей действительности и инициативы – одна из главных линий воспитания, поскольку собственная активность ребенка является одним из условий его полноценного психического развития.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ
Возраст от 2-х до 3-х лет является одним из ключевых в жизни ребенка. За это время ребенок овладевает прямой ходьбой, предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь – средством общения, зарождаются игровая и изобразительная деятельность, развиваются различные формы общения со взрослыми и сверстниками, интенсивно формируются новообразования в познавательной и личностной сфере ребенка [1, с. 108].
Особенностью социальной ситуации развития в этом возрасте является совместная деятельность ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Раскрывается она в отношениях «ребенок – предмет – взрослый». Содержание совместной деятельности заключается в усвоении ребенком специально выработанных способов использования предметов. В конце младенческого возраста он выделил предметы как нечто постоянное, наделенное устойчивыми свойствами. Теперь он хочет научиться действовать с ними.
Ребенок выполняет индивидуальное действие в соответствии с заданным взрослым образцом, иначе он не сможет достичь правильного результата. Поэтому ведущей для него становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение – средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на овладение ребенком назначению предметов, умение действовать с ними в соответствии с заложенными в них функциями [1, с. 109].
Основными направлениями развития предметной действия ребенка являются:
- переход от совместного со взрослым до самостоятельного ее исполнения. Следствием этого является выделение взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать;
- развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметной действия. Это способствует овладению специфическими способами использования предмета, переносу действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую, а в целом – к обобщению действия и возникновения игрового действия. Вследствие этого социальная ситуация развития распадается, возникает предметное отношение к действительности, при которой ребенок не только узнает о назначении, а о функции предметов, а также возникает личная действие, осознанное «Я сам» [4, с. 93].
Итак, в процессе предметной деятельности, используя ситуативно-деловым общением, ребенок под руководством взрослого овладевает умением действовать с предметами согласно их функционального назначения.
Таким образом, основными достижениями раннего детства, определяющие развитие его психики, являются:
- овладение прямой походкой;
- развитие предметной деятельности;
- овладение речью.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
На третьем году жизни постепенно уменьшается непроизвольное подражание. Увеличивается количество стимулов, вызывающих положительные эмоции (другие люди, игры, игрушки, деятельность, слова-оценки взрослых).
Особое место занимают социальные эмоции (появляется более устойчивое отношение к определенным лицам – симпатии, антипатии, страх и т. п.). Причины негативных эмоций в этом возрасте почти всегда связаны с физическим состоянием. Упал, ушибся – плачет, не выспался, голоден, давит тесная обувь, царапает шерстяной свитер – хнычет, капризничает, ноет. Как только причина дискомфорта устраняется, ребенок успокаивается. Дети реагируют плохим настроением на изменение погоды, перепады давления, магнитные бури. В этом возрасте впервые появляются первые страхи – темноты, чудовищ, собак и др.
На 3-м году жизни у ребенка формируется образ-Я, знания ребенка о себе: (девочка или мальчик, «Я – хороший», «Я – большой»); складывается отношение к себе («гордость за собственные достижения») появляются эмоции стыда: ребенок переживает, что потерял положительное мнение о себе; у него обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной чувствительности к признанию успехов ребенка со стороны взрослого; попытки преувеличить свои успехи и обесценить свои неудачи [3, с. 211].
Приобретает интенсивное развитие ситуативно-деловая форма общения с взрослыми. Это приводит к изменению взаимоотношений со взрослыми, возникает деловое, практическое сотрудничество.
Продолжается развитие эмоционально-практической формы общения со сверстниками. Возникает предсотрудничество со сверстниками, характерна «игра рядом, но не вместе». Формируется и выборочное отношение к детям, складываются первые «детские коллективы» (хотя они пока еще неустойчивые и немногочисленные) [1, с. 110].
Дети тяжело переживают, если их надолго отрывают от близких, так по-прежнему очень нуждаются в ласке, внимании взрослых к их деятельности, радуются, когда взрослые одобряют их действия и результаты труда.
К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения «ребенок – взрослый», перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своих достижений в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослыми, направленных на расширение самостоятельности.
Детям свойственна импульсивность поведения, они действуют в основном под влиянием чувств и желаний. Постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости контролировать свои и чужие поступки. Появляется стремление к самостоятельности: «Я-сам» [2, с. 178].
На 3-м году жизни главная роль взрослого в социально-коммуникативном развитии ребенка заключается в предупреждении кризиса 3-х лет, который появляется как реакция на ограничение детской самостоятельности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
В соответствии с ФГОС ДО социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Основные задачи социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:
1. Создавать благоприятные условия для развития элементарных форм самосознания ребенка; продолжить формировать представление о себе (внешний вид, собственные желания); развивать стремление к самостоятельному выполнению действий;
2. Развивать способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации;
3. Воспитывать положительное отношение к родным; учить выражать свои чувства любви к маме, папе, другим членам семьи ласковыми словами (мамочка, папочка, мама, интонацией, улыбкой, предложением помочь, заботой (отдохни, бабушка, ласковыми жестами и действиями (погладить по голове, поцеловать, принести нужную вещь, встретить, провести);
4. Способствовать развитию социального поведения и речи как средства общения со взрослыми и сверстниками;
5. Расширять представления о ближайшей социальной среде – семье и отношениях в семье (связь разных поколений в семье – мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки); воспитывать уважение, взаимную заботу друг о друге;
6. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, незнакомым детям; учить инициировать установление контактов со сверстниками; играть вместе (играя с игрушками, выполняя одно и то же действие, подражать игровым действиям другого ребенка;
7. Способствовать общению с незнакомыми людьми разного возраста; формировать умение знакомиться с ними;
8. Привлекать к отражению взаимоотношений между людьми в игровой деятельности; учить подражать действиям своего пола: девочка – мама, мальчик – папа (в самостоятельной игре, отображать сюжет, выполнять две-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль): по предложению взрослого, без показа, в самостоятельной игре;
9. Углублять знания о правилах общения, развивать умение благодарить за услугу, помощь, отвечать на приветствия, просить об услуге, а не мешать другим;
10. Создавать условия для ориентирования в понятиях «хорошо» и «плохо»; прививать привычки культурного поведения; формировать способность к морально-этическим оценкам собственных поступков и поступков других людей [3, с. 241].
Показатели социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:
1. Имеет элементарные представления о себе (называет свое имя, выражает свои желания); стремится самостоятельно выполнять действия – «я сам»;
2. В разных жизненных ситуациях проявляет различные эмоции и чувства (нежность, любовь к ближнему, сострадание, жалость, обида, гнев, боязнь); способен понять эмоциональные состояния взрослых и детей (радость или печаль);
3. Отличает в социальном окружении значимых родных, близких от незнакомых людей; использует различные способы общения (речь, жесты, мимика) со взрослыми и сверстниками;
4. Имеет представление о своей семье, знает имена родных (мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки) относится ко всем членам семьи с уважением и любовью;
5. Проявляет готовность играть со сверстниками; доброжелательно относится к ним;
6. К незнакомым людям относится с интересом, изъявляет желание познакомиться с ними;
7. Отражает в игровой деятельности взаимоотношения между людьми; по предложению взрослого и в самостоятельной игре выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как продавец);
8. Осознает, что взрослый является организатором совместных действий, помощником, образцом;
9. Придерживается элементарных правил культурного поведения (благодарит за услугу, помощь, просит об услуге) ориентируется в понятиях «хорошо» и «плохо»;
10. Оценивает поведение других людей, героев знакомых произведений («хороший», «плохой», исходя из конкретной ситуации (Маша угостила конфетой – она хорошая; Саша ударил котика – он плохой) [4, с. 190].
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Для эффективного социально-коммуникативного развития детей в возрасте 2-3 лет родителям можно посоветовать следующее:
1. Верьте в своего ребенка, помогайте ему в преодолении трудностей, защищайте и уважайте его интересы;
2. Воспитывайте у ребенка уверенность в собственных силах; предоставляйте ему возможность удовлетворять потребности в движении, игре; уважайте право на проявление положительных и отрицательных эмоций;
3. Учите понимать настроение других людей и адекватно реагировать на него (расстроенный человек – нужно успокоить, пожалеть);
4. Расширяйте круг общения ребенка, поощряйте его к знакомству и совместным играм с другими детьми, взрослыми; играйте вместе на игровой площадке, посещайте детские центры развлечений;
5. Старайтесь придерживаться единых требований в воспитании ребенка (со стороны всех членов семьи); будьте последовательными, уравновешенными, не используйте в практике частые запреты. Если не позволяете что-то делать, обязательно объясняйте свое мнение доступным ребенку языком;
6. Помните, что Ваше поведение должно быть образцом для подражания ребенком. Он принимает как правильные, так и неправильные поступки взрослых и отражает их в играх с куклой, а в будущем – переносит на взаимоотношения с близкими и детьми. Примером для подражания является спокойный и ласковый тон взрослых, их вежливое обращение друг к другу, приветливое отношение к окружающим, справедливая оценка поступков и эмоциональное реагирования на них (что хорошо, а что плохо, интерес к детям, доброжелательность в отношениях с людьми;
7. Старайтесь обеспечить легкое прохождение адаптационного периода к новым условиям жизни ребенка в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе 2-3 лет общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми.
Общение с окружающими людьми формируется в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой является реакции сосредоточения, которые возникают у ребенка в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого.
Развитие коммуникативных умений и навыков ребенка формируется в процессах познания окружающего мира и общения со взрослыми и сверстниками.
С развитием речи общение ребенка становится более совершенным. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но, в первую очередь, от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 2012. – 245 с.
2. Ибука М. После трех уже поздно / М. Ибука. – М. : Академия, 2014. – 452 с.
3. Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И. И. Мамайчук. – СПб. : Питер, 2015. – 432 с.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 2013. – 374 с.