Светлана Цветкова
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
Согласно исследованиям Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц и др., у глухих и слабослышащих дошкольников, как и у их сверстников с сохранным слухом, весьма заметными выступают индивидуальные особенности развития. Но это не мешает при всем многообразии различий выделить у них и единичные, и особенные, и общие закономерности развития при сходных органических нарушениях.
Публикация «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Говоря о формировании личности нормального ребенка, Л. С. Выготский объясняет этот процесс как совпадение, сплав линий естественного и культурного развития, как врастание в цивилизацию. Это происходит поступательно, по мере физиологического созревания и падающего на эту почву обучения, воздействия окружающих и усвоения общественного опыта при поддержке активности ребенка.
При нарушении слуха «у дефективного ребенка такого слияния не наблюдается». И поэтому негативное проявление дефекта заключается в «социальном вывихе», т. е. в неполноценном развитии личности без специальной коррекционно-восстановительной помощи.
Усвоение речи при нормальном слухе происходит на основе общения с окружающими и путем подражания. У глухих и слабослышащих детей даже при специальном формировании речи в условиях организованного обучения процесс ее усвоения оказывается замедленным. В самой структуре речевой деятельности и приобретаемой языковой системе длительной время сохраняются специфические отклонения. К ним относятся различного рода фонетические нарушения, обедненный словарный запас, аграмматизмы, низкий уровень языковых обобщений и др.
Как полное отсутствие словесной речи или ее глубокое недоразвитие, так и замедленное ее формирование со всеми труднопреодолимыми недостатками негативным образом сказывается на всех психических функциях и процессах.
В развитии сознания человека все психические явления связаны между собой мысленной деятельностью, которая опосредована речью, поскольку мышление совершается через обобщения и овладение понятиями на основе языка слов. Речь выполняет интегрирующую функцию в развитии сознания и реализует функции общения. Без языка, без речи нет ни полноценного сознания, ни самосознания.
Нарушенный слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости. Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшое нарушение слуха, как правило, незаметно для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченными, оно может трагично отразиться на судьбе ребенка.
Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех деталях, чтобы понимать речь. Если разговор ведется на достаточно знакомом языке, то невоспринятые слухом элементы слов дополняются по смыслу, по догадке. Именно поэтому даже подчас значительное снижение слуха мало отражается на общении и деятельности взрослого человека.
Совсем иное положение у маленького ребенка, который при помощи слуха не только общается, но и овладевает речью, учится произносить слова.
Решающее значение в этом процессе имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух понижен, и всегда слышать слова с достаточной ясностью не удается (в чем автор убеждается на своем собственном опыте, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слова, в других - слышит их не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас.
При характеристике речевого развития детей с недостатками слуха Л. П. Носковой и Л. А. Головчиц указываются два отличительных признака, а именно: ее отсутствие (немота) или глубокое недоразвитие (предполагающее нарушение всех уровней языковой систем). Однако данная оценка состояния речи справедлива лишь тогда, когда точкой отсчета является полноценная, осмысленная звуковая членораздельная речь с достаточной синтаксической развернутостью и вполне нормальной лексической наполняемостью.
Но обобщенная характеристика состояния речи детей с нарушенным слухом требует детализации и конкретизации с учетом разных проявлений языковой компетенции.
Одни дети не только молчат в окружении говорящих, но даже смеются и плачут почти беззвучно. Другие, смеясь и плача, издают эмоционально окрашенные голосовые реакции и, привлекая внимание взрослых, громко кричат. Этими показателями нельзя пренебрегать, начиная работу с детьми.
Далее, у некоторых детей наблюдается стойкое внимание к лицу говорящего. Они достаточно пристрастно изучают мимику лица, прослеживают движения рук и действий с предметами, соотнося их с речевыми движениями, хотя при этом речь у них может и отсутствовать. Многие дети при обращенной к ним речи взрослого отворачиваются или даже закрывают глаза руками, но есть и такие, которые спокойно и равнодушно смотрят в лицо говорящего или пытаются по ситуации догадаться, о чем идет речь.
Нередки случаи, когда дети, оставаясь в одиночестве, пытаются беззвучно артикулировать, обращаясь к куклам или мишкам, к фотографиям близких людей, к себе в зеркале.
Часть детей постоянно дают голосовые реакции, отнесённый и неотнесённый лепет, произнося однотипные слоги, пытаются назвать себя или маму, тётю, любимую игрушку и т. д. У отдельных детей имеются контуры часто используемых окружающими слов и даже зачатки примитивных фраз, типа: мама там, ула упа (кукла упала, mama бобо ( о себе: Таня болеет).
Большинство детей как из семей слышащих родителей, так особенно из семей глухих рано пытаются пользоваться различными указательными жестами, добиваясь удовлетворения своих естественных потребностей. В случаях непонимания их взрослыми говорящими людьми эти дети проявляют негативизм, капризничают, становятся неуправляемыми и даже агрессивными. Некоторые мамы, приводя к специалистам на обследование детей, заранее предупреждали, что в случаях нарушения контакта дети могут убегать, бросаться на пол, расшвыривать картинки и игрушки, плюются, кусают или щиплют свою мать, топают, стучат, бьются головой и т. п. Но всё это уже результат неуспешности воздействия на ребёнка и неадекватности предъявляемых требований на предшествующих этапах, отсутствия полноценного речевого контакта.
В целом же, суммируя изложенное выше, можно утверждать, что абсолютно безречевых детей даже в среде глухих нет. У всех есть определённые предпосылки, соотносимые с ранними этапами речевого дословесного развития в норме. Эти предпосылки (голосовые реакции, неотнесённый и отнесённый лепет, непроизвольное и произвольное артикулирование, прослеживание и соотнесение неречевых предметных и собственно речевых действий, приближённое произнесение коротких слов и фраз, адекватное восприятие лица говорящего, использование примитивных указательных жестов и присвоение жестов глухих родителей) являются основными, базовыми компонентами уникальной человеческой языковой способности, которая формируется в ходе развивающегося общения и на основе ранних форм предметной деятельности. Эта способность не является врождённой, а сама базируется на других фундаментальных психических способностях, таких, как двигательная, сенсорно-перцептивная, ритмическая, символическая, подражательная, умственная, коммуникативная. Языковая способность развивается, по мнению А. Р. Лурия, в процессе применения языка. Это применение и входит в содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушенный слух.
Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение.
Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "тани" вместо "сани", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага", свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка"). Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.
Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными. Страдания ребенка начинаются, когда он поступает в школу. Грамотой он овладевает с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "зима", а он знает слово "дима".
Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла. Даже при небольшом, но рано возникшем понижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабослышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "ля кулял" вместо "я гулял".
В целом, можно отметить, что формирование речи у детей с нарушенным слухом происходит по тем же законам, что и у нормально слышащих, но отличается значительным своеобразием. В зависимости от степени и времени поражения слуха формирование речи идет различными путями.