Лучший педагог года

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Олеся Барсукова
Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры. Экологическое воспитание- предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Экологическая культура - это вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Публикация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Существует несколько значений понятия «экология» :

Экология наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Экология - наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.

В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали,что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными к поставленной задаче с учетом психологических особенностей дошкольников являются дидактические игры. О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А, Дрязгунов, Г. В. Кирикэ, С. Н. Николаева и другие. Они утверждали,что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша А. В. Запорожец отмечал:» при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На ее основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

Условиями возникновения и становления опыта по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:

Мотивационный: желание привить детям любовь к природе, стремление обогатить знания детей по экологии, стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.

Теоретический: анализ знаний по ознакомлению с окружающим, анализ программных задач в каждой возрастной группе, творческое использование знаний и результатов диагностики, изучение новых образовательных технологий.

Практический: дифференционный подход в обучении

Планируя работу можно руководствоваться следующими педагогическими идеями: идея сотрудничества (ДЕТИ - ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛИ); идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре); идея опережающего развития; идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей; идея личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

При проведении дидактических игр нужно опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

В проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование различных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, фишки и т. д., активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснением, сюжетным рассказом.

Работа по данной теме, определяет следующие задачи: учить детей осознавать себя частью природы; воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий; учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе, воспитывать у детей активную жизненную позицию; формировать у дошкольников азы экологической безопасности; формировать умение рационально использовать природные богатства; формировать у детей эмоционально - положительное отношение к окружающему миру; подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры можно выделить следующие направления; взаимодействие с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с детьми, кроме классических дидактических игр можно использовать игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумывать цель и дидактическую задачу, определять место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировать саму игру и определять степень участия в ней всех детей, продумывать оказание помощи застенчивым детям.

Дидактическим играм необходимо предъявлять следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактических игр важно проявлять выдумку, поощрять инициативу дошкольников, отмечать доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение в играх явлениям и событиям.

Специфика дидактики предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?»,» изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе- в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному». «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми;»Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку». «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды. Решают ребусы. Проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Дидактические игры используют не только в свободной деятельности, но и включают их в занятиях:

-по развитию речи (составление описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей) : по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания) : по ознакомлению с окружающим,- по логике и так далее и на других занятиях.

Во время занятий осуществляется прямое обучение, с использованием дидактических игр Познавательные задачи объединяются с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).

К проблеме необходимо обучение и их самих. Для этого можно использовать консультации, стенды, папки-передвижки в которых будет помещен материал о данной проблеме, а также раскрыты те методы и приемы, посредством которых необходимо наряду с детским садом проводить экологическое воспитание дошкольников. Необходимо также привлекать родителей в участии в следующих мероприятиях: озеленение участка детского сада, участие в праздниках Древонасаждений, выращивание «огорода» на окне и совместное наблюдение за посадками (лука, фасоли, гороха, пшеницы).

Таким образом, можно сделать вывод: только совместными усилиями воспитателей и родителей можно добиться успеха в экологическом воспитании дошкольников, их бережном отношении к природе. И конечно немаловажное значение в решении данной проблемы имеет личный пример взрослых.

Публикации по теме:

Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста Эссе на тему: «Миссия педагога» Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители.

Презентация «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование первоначального логико-математического опыта у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Умственное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов:.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры экологического содержания.

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений» Слайд 1.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр, задач-шуток Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором.

План самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»План самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 28 октября 2018 в 10:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД