Олеся Барсукова
Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры. Экологическое воспитание- предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Экологическая культура - это вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Существует несколько значений понятия «экология» :
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Экология наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Экология - наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали,что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными к поставленной задаче с учетом психологических особенностей дошкольников являются дидактические игры. О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А, Дрязгунов, Г. В. Кирикэ, С. Н. Николаева и другие. Они утверждали,что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша А. В. Запорожец отмечал:» при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».
Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На ее основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
Условиями возникновения и становления опыта по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:
Мотивационный: желание привить детям любовь к природе, стремление обогатить знания детей по экологии, стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.
Теоретический: анализ знаний по ознакомлению с окружающим, анализ программных задач в каждой возрастной группе, творческое использование знаний и результатов диагностики, изучение новых образовательных технологий.
Практический: дифференционный подход в обучении
Планируя работу можно руководствоваться следующими педагогическими идеями: идея сотрудничества (ДЕТИ - ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛИ); идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре); идея опережающего развития; идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей; идея личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
При проведении дидактических игр нужно опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
В проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование различных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, фишки и т. д., активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснением, сюжетным рассказом.
Работа по данной теме, определяет следующие задачи: учить детей осознавать себя частью природы; воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий; учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе, воспитывать у детей активную жизненную позицию; формировать у дошкольников азы экологической безопасности; формировать умение рационально использовать природные богатства; формировать у детей эмоционально - положительное отношение к окружающему миру; подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры можно выделить следующие направления; взаимодействие с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с детьми, кроме классических дидактических игр можно использовать игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумывать цель и дидактическую задачу, определять место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировать саму игру и определять степень участия в ней всех детей, продумывать оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм необходимо предъявлять следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактических игр важно проявлять выдумку, поощрять инициативу дошкольников, отмечать доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение в играх явлениям и событиям.
Специфика дидактики предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?»,» изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе- в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному». «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми;»Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку». «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды. Решают ребусы. Проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры используют не только в свободной деятельности, но и включают их в занятиях:
-по развитию речи (составление описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей) : по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания) : по ознакомлению с окружающим,- по логике и так далее и на других занятиях.
Во время занятий осуществляется прямое обучение, с использованием дидактических игр Познавательные задачи объединяются с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).
К проблеме необходимо обучение и их самих. Для этого можно использовать консультации, стенды, папки-передвижки в которых будет помещен материал о данной проблеме, а также раскрыты те методы и приемы, посредством которых необходимо наряду с детским садом проводить экологическое воспитание дошкольников. Необходимо также привлекать родителей в участии в следующих мероприятиях: озеленение участка детского сада, участие в праздниках Древонасаждений, выращивание «огорода» на окне и совместное наблюдение за посадками (лука, фасоли, гороха, пшеницы).
Таким образом, можно сделать вывод: только совместными усилиями воспитателей и родителей можно добиться успеха в экологическом воспитании дошкольников, их бережном отношении к природе. И конечно немаловажное значение в решении данной проблемы имеет личный пример взрослых.