Юлия Огородник
Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
После введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) остро встал вопрос о развитии творческого потенциала ребенка, который будет помогать ему в будущем приспособиться к новым обстоятельствам быстроменяющегося мира вокруг него. Так как именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей, необходимо акцентировать внимание на их развитии. Пренебрежение или незначительное внимание к вопросу творчества в дошкольном возрасте впоследствии может быть охарактеризовано некомпенсируемыми утратами в формировании личности ребенка в последующие годы. Это разъясняется тем, что дошкольный возраст сам по себе благоприятен для формирования психологических процессов, которые составляют базу творческой работы. Так, можно отметить, что проблема творческих способностей является очень актуальной в наше время. А сами творческие способности – это умение, при котором человек творчески мыслит, особенности дивергентного мышления, его нестандартность и оригинальность, желание и способность в создании чего - то нового, инновационного, а так же мотивация и увлеченность творческой деятельностью. Творческие способности - это формирование новейших мыслей, объектов материальной и духовной культуры, открытий и изобретений. Е. П. Ильин рассматривает процесс становления творческих способностей и отмечает, что все начинается с задатков, которые являются врожденными качествами, фундаментом для творческих способностей. Развитие задатков у детей наступает с момента их рождения. Они проходят несколько стадий. Вначале происходит анатомо - физиологическое развитие, затем совершается формирование задатков, после начинается формирование умений до надлежащего уровня. Все эти циклы могут проходить и последовательно, и одновременно, накладываясь друг на друга. Благоприятный период развития творческих способностей происходит в дошкольном возрасте, для этого развития необходима основа, которую и должны приобрести дети в дошкольной организации. В настоящее время число концепций творчества весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж. Рензулли, согласно которой творческие способности есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости. Кроме этого отмечается важность знаний на основе опыта (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. В 99 соответствии с данной концепцией число творческих детей может быть значительно выше, чем при их идентификации по тестам интеллекта или достижений. Демократичность этой модели, позволяет относить к категории творческих детей, у которых проявились высокие показатели хотя бы по одному из параметров. Для решения проблем, связанных с творческими способностями необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики творчества детей разного возраста. Отбор и использование диагностических методик или тестов для оценки творческого потенциала и последующих измерений уровня его развития в обучении должны соответствовать определенному теоретическому пониманию природы, структуры и развития творчества. Некоторые ученые считают, что творчество заложено в ребенке и нельзя мешать ему в самовыражении. Нужно помнить об условиях, которые помогают развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а это: физическое развитие, обстановка, опережающая формирование ребенка, максимальное напряжении сил, предоставление ребенку свободы, помощь взрослого, теплая дружеская атмосфера в окружении ребенка. Однако практика показывает, что только лишь создание условий недостаточно для формирования творческих способностей, потому что не все дети могут проявить свое творчество без помощи взрослых. Именно поэтому сейчас так популярны различные кружки, развивающие занятия, студии, штуки искусств и культуры, а так же музыкальные классы. Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста будет эффективно лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.