Гладких Мария
Консультация «Особенности развития речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Развитие которой, тесно связано с характером деятельности и общения детей. Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что к младшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Публикация «Консультация „Особенности развития речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ребенок постоянно разговаривает, между ребенком и взрослым, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждение к чему-либо или сообщения о себе или о чем-нибудь.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружение. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
В развитии коммуникативных навыков младший дошкольный возраст играет значительную роль. В это время ребенок начинает осознавать свое место сначала в семье близких взрослых и детей, их имена, родственные отношения. Начинает понимать требования взрослых к их поведению, проявляет интерес к совместной с ними и с другими детьми деятельности. В 3-4 года дети начинают усваивать нормы и правила взаимоотношений в группе сверстников и с взрослыми. Малыши дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти взаимоотношения несут массу разнообразных эмоций. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и, как правило, обусловливает его отношение к себе, к другим, к миру в целом. Именно в общении с другими людьми происходит становление образа Я ребенка.
Но, к сожалению, не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте возникает и закрепляется негативное отношение к другим, что может вызвать весьма печальные последствия в будущем. Дефицит общения мешает активному развитию личности, способствует формированию замкнутости, тревожности, агрессивности. Также одной из причин нежелания ходить в детский сад являются проблемы взаимоотношений с детьми в группе в результате неумение устанавливать с ними соответствующий контакт. Поэтому очень важно своевременно определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения сверстников, а также психологические причины различных проблем во взаимоотношениях малышей. В этот ответственный период важно создать необходимые условия для становления и развития социально ориентированного поведения ребенка, что неразрывно связано с развитием самосознания.
Общение детей друг с другом имеет несколько существенных особенностей, которые отличают его от общения со взрослыми. Первая такая особая черта – яркая эмоциональная окрашенность детских контактов. Они почти не могут разговаривать спокойно – кричат, визжат, бегают, пугают друг друга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми.
Еще одна важная особенность – это нестандартность их поведения, отсутствие правил и приличия. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками маленькие дети используют неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга. Такое поведение вызывает безудержное веселье в группе малышей. И несмотря на запреты взрослых, дети вновь и вновь возвращаются к таким чудаковатым формам общения.
Во-первых, такая свобода и не регулирование детских контактов позволяет ребенку почувствовать свою инициативность и оригинальность. Также важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу малыша, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем несравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом чувствуют общую непосредственную радость. Через эту общность дети пробуют и утверждают себя.
Также общение малышей очень зависит от конкретных обстоятельств и наличия интересных игрушек. Трехлетние дети еще не умеют играть друг с другом, особенно когда в играх присутствуют привлекательные игрушки. Общение малышей еще не связано с предметами и игрой. Новая игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Она будто бы заслоняет собой «компаньона» по играм, внимание малыша притягивается к игрушке, а другой ребенок воспринимается как помеха. Все это свидетельствует о том, что в этом возрасте сверстники еще не играют важной роли в жизни младшего дошкольника. Они, как правило, не отделяют действия и состояние своего ровесника, даже плохо запоминают их имена и внешний вид. Важно лишь чтобы партнер по играм был такой же, чтобы он делал и чувствовал тоже самое, что сам малыш. Младшие дети действуют одновременно и одинаково, рядом, но не вместе. Ощущение такой общности, единства трехлетних детей имеет очень важное значение для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они создают фундамент отношение малыша к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества.
Кроме этого, такое общение помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества. Таким образом, несмотря на странность и стремительность, такое эмоциональное общение очень полезное, но только до 4 лет.
С четырех лет во взаимодействиях детей друг с другом происходит решающий перелом в отношении к сверстникам. Картина взаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится более привлекательным, чем общение со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку, и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые. Наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов.
В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами.
Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими.
Общение позволяет ребенку выражать свое мнение, чувства, идеи, понимать значение сказанного ему или сделанного для него. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.
Навыки эффективного общения называют еще коммуникативными навыками. Они включают легкость установления контактов с отдельными людьми и целыми группами, умение поддерживать разговор, договариваться, отстаивать свои законные права. К коммуникативным навыкам относится также нейтральное, доброжелательное, неконфликтное общении.
Таким образом, под коммуникативными навыками понимают способность человека взаимодействовать с другими людьми, правильно понимать и передавать ее.