Татьяна Беляева
Особенности развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ни один человек, живущий в социуме, не может обойтись без возможности проявлять свои эмоции, желания и не контактировать с другими людьми для передачи информации, а также ее получения. Перечисленные потребности могут достигаться с помощью речи. Однако речь не является врожденной способностью человека [23, с. 5]. Для овладения речью необходимо проделать довольно сложную педагогическую работу, поскольку развитие речи является не только естественным, природным, происходящим на основе генетического, сенсорного развития процессом, но также это процесс, основанный на социальном развитии [18, с. 174]. Поэтому важным средством развития речи является языковая среда.
Публикация «Особенности развития образной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речь – это психическая функция человека, с помощью которой происходит познание мира, самоорганизация, саморазвитие и построение внутреннего мира [6, с. 125]. Речь подразумевает под собой использование языка, выражение мыслей словесным способом. Однако для того, чтобы использовать речь правильно, необходимо последовательно усваивать речевые навыки. Овладению навыков речи предшествует определенный уровень развития артикуляционного аппарата, коры головного мозга, а также органов чувств [6, с. 128].
Нормальное протекание физического развития является важным фактором для формирования речевой деятельности. Основным и самым важным периодом в развитии речи является период дошкольного возраста. Именно в этот возрастной промежуток активно развиваются речевые компоненты, и закладывается основа для дальнейшего продолжения развития правильной речи. Помимо этого, ребенок осваивает правила поведения, которые почти все выражаются словесно, а также речь играет важную роль в развитии нравственных оценок. [6, с. 129].
Необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами С. Л. Рубинштейн считал развитие образности [31, с. 78]
Вопрос об образной речи, ее развития является методической проблемой, весомость и не разработанность которой четко прослеживается в современной лингводидактической науке. Вопрос речевого развития личности стали предметом исследований таких ученых, как Н. Бабич, Г. И. Батурина М. Божович, А. Бородич, А. Билан, Л. Варзацька, Л. Выготский, Н. Ф. Виноградова, Н. Гавриш, Р. И. Жуковская, Е. Ильин, Д. Эльконин, Т. Казакова, Г. Ф. Кузина, Е. Короткова, А. Леонтьев, М. Лисина, О. И. Соловьёва, А. Ушакова, Е. И. Радина, С. Рубинштейн, Ф. Сохин, А. Хорошковская и др.
Литературоведческий подход отмечает, по мнению Н. Гавриш, «понимание языка как одной из сторон внешней материальной формы художественно-образной системы произведения» [10, с. 18]. Именно с таких позиций образы воспроизводимой действительности в литературном произведении возникают не в связи с языковой системой, а обусловлены, прежде всего, художественным замыслом, который, в свою очередь, воплощается с помощью языковых средств.
Образность как лингвистическая категория определяется прежде всего, как «языковое средство воплощения некоего абстрактного понятия в конкретных предметах, явлениях, процессах действительности, и наоборот, каких-то конкретных предметов или понятий в абстрактных или иных конкретных понятиях»; как «смысловая категория, в устной речи с помощью суперсегментных интонационно-мелодических моментов способна вносить эмоционально-эстетическое наслоение в экспрессивно нейтральное сообщение»; как «Способность передавать общее через единичное в виде ассоциаций, которые вызывают эмоциональное восприятие действительности» [10, с. 19].
В лингвистическом аспекте образность рассматривается, прежде всего, как свойство слова и как коммуникативное качество речи. По мнению Н. Гавриш, специфика лингвистического исследования заключается в том, что образность выступает как относительно самостоятельная подсистема лексики, ее природа определяется степенью выражения одного предмета с помощью другого [10, с. 23].
И. Попова считает, что «образность выступает составной выразительности и возникает по следующей схеме: установление ассоциативных связей между двумя предметами или явлениями, перенос признаков с одного предмета на другой, и как следствие этого – возникновение нового метафорического (переносного) значения слова» [12, с. 5].
Т. Мельник указывает на то, что «образность выступает экспонентом выразительности на основе переосмысления на ассоциативном уровне прямых, переносных и коннотативных значений, создает сверхнормативное метафоризованое содержание путей использования тропов и стилистических фигур в речи» [21, с. 6].
«Образная речь» – это «специфический, сложный процесс субъективного отражения фактов, явлений, предметов (их признаков) окружающей действительности в виде конкретно-чувственных представлений, ассоциативно связанных друг с другом, реальных или созданных воображением в сознании говорящего» [12, с. 7].
Термин «образ» без указания «художественный» в научный обиход ввел И. Гете. Начиная со времен И. Гете и почти до нашего времени, художественная образность как феномен исследовалась в основном за ее отдельными формами: метафорой, метонимией и другими тропами. Лишь во второй половине ХХ в. появляются работы, посвященные исследованию художественного образа (К. Горанов, М. Храпченко).
В словаре С. И. Ожегова понятие «образная речь» определяется так «образная» – это значит – содержащая образы, представляющая развитие речи в образах [10, с. 19].
В. В. Виноградов отмечал – «образность речи» получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и выполняет эстетическую функцию. Слово в художественном произведении, совпадая по своей внешней форме, со словом соответствующей национально-языковой системы обращено не только к общенародному языку, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении [10, с. 26].
У детей старшего дошкольного возраста развитие речевых умений, как правило, достигает достаточно высокого уровня. В процессе общения дети могут участвовать в беседе, выражать уместные реплики, формулировать вопросы. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (А. Билан, И. Доман, Д. Доман, А. Дьяченко, А. Кононко, С. Ласунова, А. Погребной, А. Ушакова и др.) доказывают, что на шестом году жизни дошкольники могут последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему; могут выражать мысли, убедительно аргументировать доказательства. У старших дошкольников активно развивается речевая творческая деятельность, при условии правильно организованного обучения способствует развитию начальных литературно-художественных способностей детей, стимулирует и обогащает другие виды детского творчества (Н. Гавриш, Н. Орланова).
Как советуют А. Богуш, Н. Орланова, А. Ушакова, организацию обучения дошкольников речи нужно осуществлять как в рамках специально организованных занятий, так и вне их в форме речевых игровых ситуаций, самостоятельной художественно-речевой деятельности, творческих кружков, дидактических игр, включения активной речи в предметную, двигательную, познавательную, изобразительную, театрализованную деятельность. Анализируя литературное произведение в единстве его содержания и художественной формы, а также активно осваивая средства художественной выразительности, дети учатся передавать в образном слове определенное содержание, самостоятельно составлять небольшие произведения.
В словесном творчеством деятельность детей возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни, и выражается в создании устных произведений – рассказов, сказок, стихов. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития у детей поэтического слуха. Под этим понятием понимаем способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в известной мере осознавать их, а также умение распознавать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.
Развитие образной речи детей будет эффективным только в процессе восприятия ими художественного слова и самостоятельного составления связных высказываний. Речь дошкольников становится образной, искренней и живой, если в них воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение употреблять в своей речи различные выразительные средства.
Главная задача образной речи – связывать с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих у аудитории эмоциональные реакции, переживания. Закрепить эти позитивные переживания целевой аудитории за рекламируемым объектом означает сформировать нужный его имидж, что достигается, конечно, не только с помощью языковых средств, речевого воздействия.
В работе О. Н. Сомковой [23] о формировании умений детей отмечается важность синтаксиса в развитии образной речи детей 5-6 лет. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. При рассмотрении звуковой стороны речи, в плане построения предложений во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда идет эмоциональное воздействие на слушателя. В исследовании ученых О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной [10, с. 42] мы находим основную мысль, что синтаксический строй языка детей считается основной тканью речевого высказывания.
В старшем дошкольном возрасте такие понятия как образ, образность, а так же средства выразительности вполне понятны и доступны для восприятия детей, они понимают богатство и широту родного слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, а так же понимают словосочетания в переносном значении. Дети старшего дошкольного возраста понимают и вполне способны использовать в речи многозначные слова, умело пользуются запасом, имеющихся у них грамматических средств, способны чувствовать структуру и си мантику форм слова в предложении, умеют использоваться разнообразными грамматическими средствами такими как: инверсия, уместное употребление предлогов. Ребята в своей речи так же умело пользуются синонимами и антонимами. Отметим, что образность речи характеризуется различными интонационными характеристиками, сюда стоит отнести следующие направления:
просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций;
интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, иначе силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных;
мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы;
ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием;
темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности;
тембр голоса – окраска, качество звука;
логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Формы образности речи – метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Наилучшее использование языковых средств, для образного выражения задуманного выражения является основным содержанием работы на занятиях по развитию речи. Возможности старшего дошкольника понимать художественный образ является условием переноса этого представления в словесное творчество. Фольклорные, литературные, музыкальные произведения углубляют впечатления детей и заставляют находить новые языковые средства при выражении своих впечатлений.