Лариса Хабитова
Особенности развития навыка чтения у младших школьников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ключевых идей образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, является компетентностный подход, который призван преодолеть разрыв, существующий между знаниями обучающихся и умениями их применять для решения жизненных задач, создает условия для овладения учениками ключевыми компетенциями в литературном и математическом образовании. В настоящее время в ФГОС НОО определено, что формирование читательских умений является обязательным этапом в развитии личности ребенка. Именно читательские умения позволяют достичь необходимый для продолжения дальнейшего образования уровень читательской грамотности, дают представления об особенностях психического развития ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Чтение, детская литература
- Темочки
Младший школьный возраст относят к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования психических и физических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Особенностью периодов от рождения до поступления в школу является обеспечение уровня общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.
Дети младшего школьного возраста с нарушениями речи имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком – нарушением речи. Эти особенности не позволяют им эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.
Речь у детей данной категории фразовая развернутая, с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У них нарушено звукопроизношение, а также нарушено согласование числительных с существительными и образование множественного числа существительных. Ограничен словарь антонимов, синонимов, глаголов, относительных прилагательных. Нарушен звуковой анализ и синтез. Наблюдаются нарушения последовательности изложения текста: пропуск слов и предложений; перестановка членов предложения. В речи детей встречаются разнообразные аграмматизмы, ошибки в управлении и согласовании, в употреблении служебных слов и временных глаголов, трудности в слово- и формообразовании. Дети успешнее осуществляют полный пересказ доступного им текста, чем изложение его основного содержания.
Психическое развитие детей с нарушением речи подчиняется в процессе обучения закономерностям, которые обнаруживаются в развитии детей с нормой речевого развития. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10–11 лет).
Для того, чтобы помочь младшим школьникам с нарушением речи овладеть позицией «читателя» существуют следующие методические особенности формирования у них навыков смыслового чтения.
1. Постепенный переход от отдельных усилий ученика по произведению конкретных операций к автоматизации всех процессов, предполагающий овладение, а затем развитие технической стороны чтения при параллельной работе над смысловой стороной чтения.
2. Соблюдение структуры технологии чтения, включающей следующие этапы:
работа с текстом до чтения (антиципация; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; прогнозирование; постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе);
работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, выявление первичного восприятия; повторное чтение, анализ текста);
работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, формулирование основной идеи текста, знакомство с писателем, соотнесение видения художника с читательским представлением, творческие задания и др.).
3. Обеспечение в классе определенного режима работы:
упражнения в чтении должны быть каждодневными;
отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи, собственно чтение про себя;
следует прилагать усилия в направлении зоны ближайшего развития ребенка, в данном случае на развитие смысловой памяти и смыслового понимания текста.
Таким образом, одна из важнейших задач начальной школы – формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего обучения. Одновременно с развитием навыка чтения развивается восприятие смысла прочитанного. Для того чтобы младшие школьники овладели смысловой стороной чтения на достаточно высоком уровне учителями должны быть учтены все рассмотренные особенности смыслового чтения и требования ФГОС начального общего образования к формированию навыка смыслового чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставили педагогов по-новому взглянуть на значение слова «чтение», поэтому сегодня чтение – это качество человека, которое нужно формировать, развивать и совершенствовать, начиная с начальной школы.