Миляуше Курякова
Особенности развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курякова М. Р.
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в сюжетной аппликации. Представлены особенности развития цветовосприятия на основании данных констатирующего этапа эксперимента.
Публикация «Особенности развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Ключевые слова: цветовосприятие, сюжетная аппликация, констатирующий этап, эксперимент, дети дошкольного возраста, уровень развития.
На современном этапе развития общества наиболее важным является эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание связано с формированием у дошкольников художественной культуры, вкуса, формирование у них чувства прекрасного. По мнению Т. С. Комаровой [3], без эстетического воспитания, невозможно гармоничное развитие личности, оно непосредственно связано с культурой восприятия мира.
Как отмечает Н. А. Ветлугина, восприятие цвета связано с развитием умения видеть, чувствовать глазами физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки. Цветовосприятие основано на умении различать цвета по основным его характеристикам. Это умение, как доказал А. В. Запорожец, обусловлено развитостью зрительного аппарата человека, опытом восприятия цветового богатства окружающего мира и природы.
По мнению В. Ф. Котляр, цветовосприятие заключается в умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки, умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний.
В исследованиях Б. А. Базыма [1] доказано, что цветовосприятие связано с развитием чувства цвета. Чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации.
С. А. Минюрова [4] отмечает, что дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем его многообразии. Проблему развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности исследовали Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.
Сюжетная аппликация, по мнению Т. Г. Казаковой, обладает большими возможностями в развитии цветовоспрития. Дошкольники учатся располагать основные элементы по законам ритма, симметрии, цвета.
Как считает С. В. Иванникова [2], основными выразительными средствами аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.
Изучением вопроса развития цветовосприятия в сюжетной аппликации занимались Г. Г. Григорьева, С. В. Иванникова, Т. С. Комарова, А. В. Свешников, М. В. Трофимова и другие. С. В. Иванникова рассматривала особенности создания выразительного образа в аппликации.
Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития цветовосприятия цвета у детей 6-7 лет в сюжетной аппликации. Исследование состояло из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня развития цветовосприятия у детей 6–7 лет. С целью выявления уровня развития восприятия цвета в сюжетном рисовании, детям предлагалось выполнить задание на тему «Злая колдунья и добрая фея». Детям прочитали рассказы о злой колдунье и доброй фее и предложили раскрасить контурные изображения в соответствии с характером героев. По результатам обследования по методике «Злая колдунья и добрая фея», дети продемонстрировали средний уровень развития цветовосприятия в сюжетном рисовании. Дети называли основные цвета, но затруднялись называть оттенки; относились к цвету как средству передачи содержания рисунка. Но не могли выразить свое отношение к объекту посредством цвета.
С целью выявления уровня развития цветовосприятия в сюжетной аппликации, детям предлагалось выполнить диагностическое задание «Птицы на ветке». Педагог предложила дошкольникам представить себя дизайнерами и сделать картину для выставки из цветной бумаги на определенную тему. Испытуемым предлагался фон белого, голубого, зеленого и красного цветов; заготовки прямоугольной и квадратной формы, полоски бумаги разных цветов и оттенков, клей, кисть щетинная.
По результатам обследования представленной выше методики, дети показали средний и низкий уровни развития цветовосприятии. Испытуемые затруднялись в выборе цветов в сюжетной аппликации. Воспитанники использовали цвет в соответствии с задачей изображения, но не использовали оттенки бумаги, не передавали характерные особенности образа.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволяют сделать вывод о недостаточном уровне развития цветовосприятия у воспитанников. Испытуемые затруднялись подбирать цвета в соответствии с задачей изображения, располагать элементы композиции на листе бумаги. Цвет в работе не всегда соотносился с конкретной ситуацией. У испытуемых при выполнении задания возникали трудности, связанные с процессом выбора цвета. Ребенок подбирал цвет в соответствии со своими предпочтениями. Дети знали и называли такие цвета как синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный оранжевый. Затруднения у детей вызвали такие оттенки, как желто-оранжевый, красно-оранжевый, темно-красный и др.). Цветовое решение не подчинялось задаче изображения.
Литература
1., Б. А. Психология цвета : и практика / Б. А. Базыма. – : Речь, – 205 с.
2. Иванникова С. В. Аппликация как вид художественно-трудовой деятельности дошкольников / С. В. Иванникова // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста : Межвузовский сборник научных трудов. – Москва : МГПИ, 1989. – 101 с.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.
4. Минюрова, С. А. Развитие восприятия у ребенка / С. А. Минюрова. – Москва: Психологический центр, 2008. – 215