Лучший педагог года

Особенности развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста

Миляуше Курякова
Особенности развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курякова М. Р.

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в сюжетной аппликации. Представлены особенности развития цветовосприятия на основании данных констатирующего этапа эксперимента.

Публикация «Особенности развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: цветовосприятие, сюжетная аппликация, констатирующий этап, эксперимент, дети дошкольного возраста, уровень развития.

На современном этапе развития общества наиболее важным является эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание связано с формированием у дошкольников художественной культуры, вкуса, формирование у них чувства прекрасного. По мнению Т. С. Комаровой [3], без эстетического воспитания, невозможно гармоничное развитие личности, оно непосредственно связано с культурой восприятия мира.

Как отмечает Н. А. Ветлугина, восприятие цвета связано с развитием умения видеть, чувствовать глазами физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки. Цветовосприятие основано на умении различать цвета по основным его характеристикам. Это умение, как доказал А. В. Запорожец, обусловлено развитостью зрительного аппарата человека, опытом восприятия цветового богатства окружающего мира и природы.

По мнению В. Ф. Котляр, цветовосприятие заключается в умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки, умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний.

В исследованиях Б. А. Базыма [1] доказано, что цветовосприятие связано с развитием чувства цвета. Чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации.

С. А. Минюрова [4] отмечает, что дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем его многообразии. Проблему развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности исследовали Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.

Сюжетная аппликация, по мнению Т. Г. Казаковой, обладает большими возможностями в развитии цветовоспрития. Дошкольники учатся располагать основные элементы по законам ритма, симметрии, цвета.

Как считает С. В. Иванникова [2], основными выразительными средствами аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.

Изучением вопроса развития цветовосприятия в сюжетной аппликации занимались Г. Г. Григорьева, С. В. Иванникова, Т. С. Комарова, А. В. Свешников, М. В. Трофимова и другие. С. В. Иванникова рассматривала особенности создания выразительного образа в аппликации.

Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития цветовосприятия цвета у детей 6-7 лет в сюжетной аппликации. Исследование состояло из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня развития цветовосприятия у детей 6–7 лет. С целью выявления уровня развития восприятия цвета в сюжетном рисовании, детям предлагалось выполнить задание на тему «Злая колдунья и добрая фея». Детям прочитали рассказы о злой колдунье и доброй фее и предложили раскрасить контурные изображения в соответствии с характером героев. По результатам обследования по методике «Злая колдунья и добрая фея», дети продемонстрировали средний уровень развития цветовосприятия в сюжетном рисовании. Дети называли основные цвета, но затруднялись называть оттенки; относились к цвету как средству передачи содержания рисунка. Но не могли выразить свое отношение к объекту посредством цвета.

С целью выявления уровня развития цветовосприятия в сюжетной аппликации, детям предлагалось выполнить диагностическое задание «Птицы на ветке». Педагог предложила дошкольникам представить себя дизайнерами и сделать картину для выставки из цветной бумаги на определенную тему. Испытуемым предлагался фон белого, голубого, зеленого и красного цветов; заготовки прямоугольной и квадратной формы, полоски бумаги разных цветов и оттенков, клей, кисть щетинная.

По результатам обследования представленной выше методики, дети показали средний и низкий уровни развития цветовосприятии. Испытуемые затруднялись в выборе цветов в сюжетной аппликации. Воспитанники использовали цвет в соответствии с задачей изображения, но не использовали оттенки бумаги, не передавали характерные особенности образа.

Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволяют сделать вывод о недостаточном уровне развития цветовосприятия у воспитанников. Испытуемые затруднялись подбирать цвета в соответствии с задачей изображения, располагать элементы композиции на листе бумаги. Цвет в работе не всегда соотносился с конкретной ситуацией. У испытуемых при выполнении задания возникали трудности, связанные с процессом выбора цвета. Ребенок подбирал цвет в соответствии со своими предпочтениями. Дети знали и называли такие цвета как синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный оранжевый. Затруднения у детей вызвали такие оттенки, как желто-оранжевый, красно-оранжевый, темно-красный и др.). Цветовое решение не подчинялось задаче изображения.

Литература

1., Б. А. Психология цвета : и практика / Б. А. Базыма. – : Речь, – 205 с.

2. Иванникова С. В. Аппликация как вид художественно-трудовой деятельности дошкольников / С. В. Иванникова // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста : Межвузовский сборник научных трудов. – Москва : МГПИ, 1989. – 101 с.

3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.

4. Минюрова, С. А. Развитие восприятия у ребенка / С. А. Минюрова. – Москва: Психологический центр, 2008. – 215

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по развитию цветовосприятия «Во саду ли, в огороде» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию цветовосприятия «Во саду ли, в огороде» для детей младшего дошкольного возраста Цель: развитие умения соотносить цвета предметов (овощей и фруктов) с эталоном цвета, закрепление названий цвета, развитие пространственных.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 19:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Миляуше Курякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД