Лариса Меньшикова
Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Меньшикова Л. А., воспитатель, ГКУ ЦССВ «Маяк».
Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях ЦССВ.
Я работаю с детьми с ОВЗ, синдромом Дауна и сложной структурой дефекта уже около 5 лет. Возраст детей, находящихся на реабилитации в нашем учреждении от 0 до 6 лет. Дети чаще всего отказные, социальные сироты, с букетом наследственных заболеваний.
Публикация «Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основная цель работы -
подготовка ребенка для передачи на воспитание в семью :
- биологическую
- приемную
Цели и задачи нашей работы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование правильного социального поведения и развитие личности ребёнка;
Физическое и моторное развитие;
Коррекционно-развивающее обучение по методикам;
Работа, направленная на закаливание и укрепление организма;
Формирование навыков самообслуживания;
Социальная адаптация детей.
Программы, которые я использую в работе:
Программу воспитание и обучение детей раннего возраста в доме ребенка под ред. Р. В. Ямпольской, Э. Л. Фрухт, 1987 г.
Программу воспитание и обучение детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2005г.
Программу ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» 2001г.
«Каролина» для детей младшего возраста с особыми потребностями 2005г.
«Лекотека» под ред. Казьмина А. М., Петрусенко Е. А., Перминова Г. А., Чугунова А. И.
Немаловажную роль в моей работе является социализация детей :
Комплектование групп по принципу «Одна группа-одна семья»
Празднование Дней рождения
Дни открытых дверей (гости)
«Экскурсии»выход за территорию
Посещение детского сада.
На данный момент я работаю с группой детей с Синдромом Дауна. Хочется подробней остановиться на данной категории детей и рассказать об их особенностях.
Синдром Дауна – самая распространенная хромосомная патология. Она возникает, когда в результате случайной мутации в 21-й паре появляется еще одна хромосома. Поэтому эту болезнь еще называют трисомия по 21-й хромосоме.
Что это означает? Каждая клетка человеческого тела имеет ядро. В нем содержится генетический материал, который обусловливает вид и функции отдельной клетки и всего организма в целом. У человека 25 тысяч генов собраны в 23 пары хромосом, которые внешне напоминают палочки. Каждая пара состоит из 2-х хромосом. При синдроме Дауна 21-я пара состоит из 3-х хромосом.
Лишняя хромосома вызывает у людей характерные симптомы: плоская переносица, монголоидный разрез глаз, уплощенное лицо и затылок, а также отставание в развитии и сниженную сопротивляемость к инфекциям. Совокупность этих симптомов называется синдром. Он получил название в честь врача Джона Дауна, который первым взялся за его исследование.
Устаревшее название этой патологии – «монголизм». Болезнь называли так из-за монголоидного разреза глаз и особой складки кожи, которая прикрывает слезный бугорок. Но в 1965 году, после обращения монгольских депутатов во Всемирную организацию здравоохранения, этот термин официально не используется.
Это заболевание достаточно древнее. Археологи нашли захоронение, которому полторы тысячи лет. Особенности строения тела говорят о том, что человек страдал от синдрома Дауна. А то, что его похоронили на городском кладбище по тем же обычаям, что и остальных людей, свидетельствует о том, что больные не испытывали дискриминации.
Малышей, рожденных с 47 хромосомами, еще называют «Дети солнца». Они очень добрые, ласковые и терпеливые. Многие родители, воспитывающие таких детей, утверждают, что дети не страдают от своего состояния. Они растут веселыми и счастливыми, никогда не лгут, не испытывают ненависти, умеют прощать. Родители таких малышей считают, что лишняя хромосома не болезнь, а особенность. Они против, чтобы детей называли даунами или душевно больными. В Европе люди с синдромом Дауна учатся в обычных школах, получают профессию, живут самостоятельно или заводят семью. Их развитие зависит от индивидуальных способностей, от того занимались ли с ребенком и какие методики применялись.
Распространенность синдрома Дауна. Один такой ребенок появляется на каждые 600-800 новорожденных или 1:700. Но у матерей старше 40 лет этот показатель достигает 1:19. Бывают периоды, когда наблюдается увеличение количества детей с синдромом Дауна на определенных территориях. Например, в Великобритании за последнее десятилетие этот показатель вырос на 15%. Ученые пока не нашли объяснение такому феномену.
В России ежегодно рождается 2500 детей с синдромом Дауна. 85% семей отказывается от таких малышей. Хотя в Скандинавских странах родители не отказываются от детей с этой патологией. По статистике 2/3 женщин делает аборт, узнав, что у плода есть хромосомные аномалии. Такая тенденция характерна для стран Восточной и Западной Европы.
Ребенок с трисомией по 21-й хромосоме может родиться в любой семье. Болезнь одинаково распространена на всех континентах и в любых социальных слоях. Дети с синдромом Дауна рождались в семьях президентов Джона Кеннеди и Шарля де Голля.
К сожалению,в нашем доме ребенка количество детей с синдромом не уменьшается. Задачей наших специалистов является подготовка ребенка к дальнейшей жизни.
Несмотря на задержку в развитии дети обучаемы. С помощью специальных программ удается повысить их IQ до 75. После школы они могут получить профессию. Им доступно даже высшее образование.
Развитие таких малышей проходит быстрее, если они окружены здоровыми сверстниками и воспитываются в семье, а не в специализированном интернате (так называемая инклюзивность).
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная дорожная карта развития :
Индивидуальная дорожная карта
Специалист Линия развития
Воспитатель Самообслуживание и социальные навыки
Педагог-психолог Навыки общения
Музыкальный руководитель Эмоциональная сфера
Логопед-дефектолог Развитие речи
Воспитатель Изо и Монтессори Развитие мелкой моторики
Немаловажным фактором в развитии и реабилитации детей данной категории является применение современных развивающих технологий :
Лекотека
Класс Монтессори
Сенсорная комната
«Сенсорный коридор»
Физкультурный зал
Изо-класс
Музыкальный зал
«Дети солнца» разительно отличаются от своих сверстников добротой, открытостью, дружелюбием. Они способны искренне любить, и могут создавать семьи. Правда риск родить больного ребенка у них составляет 50%.
Современная медицина позволяет повысить продолжительность жизни до 50 лет.
В моей группе – все дети с трисомией – отказные. История их нахождения у нас –разная. К кому- то родители приходят каждые выходные, некоторых забыли и вычеркнули из своей жизни. Горько и обидно видеть глаза детей, которые с рождения лишены родительской заботы и ласки.
В нашей работе созданы все условия, чтобы ребенок чувствовал себя «как дома».
Главное для каждого ребенка быть счастливым и расти в заботливой и любящей семье!
Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка, мир для него станет ярче и теплее, а это так важно для каждого малыша, оставшегося без родительской опеки!
Список использованной литературы
1) Астапов В. М. - В в е д е н и е - в дефектологию с основами нейро и атопсихологии. М, 2007.
2) Байбородова Л. В., Рожков М. И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 2005.
3) Булкина Т. В. В объятиях ласкового «Дауна» : о детях с синдромом Дауна. Фактор. 2012.
4) Ворсанова С. Г., Юров Ю. Б., Демидова И. А., Берешева А. К. Хромосомные синдромы, выявляемые в рвые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований. Дефектология. – 2011.
5) Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 2007.
6) Основы социальной работы : Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2006 г.
7) Семяго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. 2010.
8) Современные технологии в диатрии. Под ред. Е. Т. Лильина. М., 2001.
9) Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна. Семья и школа. 1994.