Папки-передвижки

Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию

Лариса Меньшикова
Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Меньшикова Л. А., воспитатель, ГКУ ЦССВ «Маяк».

Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях ЦССВ.

Я работаю с детьми с ОВЗ, синдромом Дауна и сложной структурой дефекта уже около 5 лет. Возраст детей, находящихся на реабилитации в нашем учреждении от 0 до 6 лет. Дети чаще всего отказные, социальные сироты, с букетом наследственных заболеваний.

Публикация «Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию» размещена в разделах

Основная цель работы -

подготовка ребенка для передачи на воспитание в семью :

- биологическую

- приемную

Цели и задачи нашей работы:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование правильного социального поведения и развитие личности ребёнка;

Физическое и моторное развитие;

Коррекционно-развивающее обучение по методикам;

Работа, направленная на закаливание и укрепление организма;

Формирование навыков самообслуживания;

Социальная адаптация детей.

Программы, которые я использую в работе:

Программу воспитание и обучение детей раннего возраста в доме ребенка под ред. Р. В. Ямпольской, Э. Л. Фрухт, 1987 г.

Программу воспитание и обучение детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2005г.

Программу ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» 2001г.

«Каролина» для детей младшего возраста с особыми потребностями 2005г.

«Лекотека» под ред. Казьмина А. М., Петрусенко Е. А., Перминова Г. А., Чугунова А. И.

Немаловажную роль в моей работе является социализация детей :

Комплектование групп по принципу «Одна группа-одна семья»

Празднование Дней рождения

Дни открытых дверей (гости)

«Экскурсии»выход за территорию

Посещение детского сада.

На данный момент я работаю с группой детей с Синдромом Дауна. Хочется подробней остановиться на данной категории детей и рассказать об их особенностях.

Синдром Дауна – самая распространенная хромосомная патология. Она возникает, когда в результате случайной мутации в 21-й паре появляется еще одна хромосома. Поэтому эту болезнь еще называют трисомия по 21-й хромосоме.

Что это означает? Каждая клетка человеческого тела имеет ядро. В нем содержится генетический материал, который обусловливает вид и функции отдельной клетки и всего организма в целом. У человека 25 тысяч генов собраны в 23 пары хромосом, которые внешне напоминают палочки. Каждая пара состоит из 2-х хромосом. При синдроме Дауна 21-я пара состоит из 3-х хромосом.

Лишняя хромосома вызывает у людей характерные симптомы: плоская переносица, монголоидный разрез глаз, уплощенное лицо и затылок, а также отставание в развитии и сниженную сопротивляемость к инфекциям. Совокупность этих симптомов называется синдром. Он получил название в честь врача Джона Дауна, который первым взялся за его исследование.

Устаревшее название этой патологии – «монголизм». Болезнь называли так из-за монголоидного разреза глаз и особой складки кожи, которая прикрывает слезный бугорок. Но в 1965 году, после обращения монгольских депутатов во Всемирную организацию здравоохранения, этот термин официально не используется.

Это заболевание достаточно древнее. Археологи нашли захоронение, которому полторы тысячи лет. Особенности строения тела говорят о том, что человек страдал от синдрома Дауна. А то, что его похоронили на городском кладбище по тем же обычаям, что и остальных людей, свидетельствует о том, что больные не испытывали дискриминации.

Малышей, рожденных с 47 хромосомами, еще называют «Дети солнца». Они очень добрые, ласковые и терпеливые. Многие родители, воспитывающие таких детей, утверждают, что дети не страдают от своего состояния. Они растут веселыми и счастливыми, никогда не лгут, не испытывают ненависти, умеют прощать. Родители таких малышей считают, что лишняя хромосома не болезнь, а особенность. Они против, чтобы детей называли даунами или душевно больными. В Европе люди с синдромом Дауна учатся в обычных школах, получают профессию, живут самостоятельно или заводят семью. Их развитие зависит от индивидуальных способностей, от того занимались ли с ребенком и какие методики применялись.

Распространенность синдрома Дауна. Один такой ребенок появляется на каждые 600-800 новорожденных или 1:700. Но у матерей старше 40 лет этот показатель достигает 1:19. Бывают периоды, когда наблюдается увеличение количества детей с синдромом Дауна на определенных территориях. Например, в Великобритании за последнее десятилетие этот показатель вырос на 15%. Ученые пока не нашли объяснение такому феномену.

В России ежегодно рождается 2500 детей с синдромом Дауна. 85% семей отказывается от таких малышей. Хотя в Скандинавских странах родители не отказываются от детей с этой патологией. По статистике 2/3 женщин делает аборт, узнав, что у плода есть хромосомные аномалии. Такая тенденция характерна для стран Восточной и Западной Европы.

Ребенок с трисомией по 21-й хромосоме может родиться в любой семье. Болезнь одинаково распространена на всех континентах и в любых социальных слоях. Дети с синдромом Дауна рождались в семьях президентов Джона Кеннеди и Шарля де Голля.

К сожалению,в нашем доме ребенка количество детей с синдромом не уменьшается. Задачей наших специалистов является подготовка ребенка к дальнейшей жизни.

Несмотря на задержку в развитии дети обучаемы. С помощью специальных программ удается повысить их IQ до 75. После школы они могут получить профессию. Им доступно даже высшее образование.

Развитие таких малышей проходит быстрее, если они окружены здоровыми сверстниками и воспитываются в семье, а не в специализированном интернате (так называемая инклюзивность).

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная дорожная карта развития :

Индивидуальная дорожная карта

Специалист Линия развития

Воспитатель Самообслуживание и социальные навыки

Педагог-психолог Навыки общения

Музыкальный руководитель Эмоциональная сфера

Логопед-дефектолог Развитие речи

Воспитатель Изо и Монтессори Развитие мелкой моторики

Немаловажным фактором в развитии и реабилитации детей данной категории является применение современных развивающих технологий :

Лекотека

Класс Монтессори

Сенсорная комната

«Сенсорный коридор»

Физкультурный зал

Изо-класс

Музыкальный зал

«Дети солнца» разительно отличаются от своих сверстников добротой, открытостью, дружелюбием. Они способны искренне любить, и могут создавать семьи. Правда риск родить больного ребенка у них составляет 50%.

Современная медицина позволяет повысить продолжительность жизни до 50 лет.

В моей группе – все дети с трисомией – отказные. История их нахождения у нас –разная. К кому- то родители приходят каждые выходные, некоторых забыли и вычеркнули из своей жизни. Горько и обидно видеть глаза детей, которые с рождения лишены родительской заботы и ласки.

В нашей работе созданы все условия, чтобы ребенок чувствовал себя «как дома».

Главное для каждого ребенка быть счастливым и расти в заботливой и любящей семье!

Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка, мир для него станет ярче и теплее, а это так важно для каждого малыша, оставшегося без родительской опеки!

Список использованной литературы

1) Астапов В. М. - В в е д е н и е - в дефектологию с основами нейро и атопсихологии. М, 2007.

2) Байбородова Л. В., Рожков М. И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 2005.

3) Булкина Т. В. В объятиях ласкового «Дауна» : о детях с синдромом Дауна. Фактор. 2012.

4) Ворсанова С. Г., Юров Ю. Б., Демидова И. А., Берешева А. К. Хромосомные синдромы, выявляемые в рвые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований. Дефектология. – 2011.

5) Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 2007.

6) Основы социальной работы : Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2006 г.

7) Семяго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. 2010.

8) Современные технологии в диатрии. Под ред. Е. Т. Лильина. М., 2001.

9) Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна. Семья и школа. 1994.

Публикации по теме:

Особенности развития речи детей с синдромом Дауна В основу обучения и воспитания детей с синдромом Дауна положен принцип социальной направленности. Существует достаточно большое количество.

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна. уна[/b] Перспективы развития.

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна Перспективы развития детей.

Конспект занятия по семейному воспитанию в разновозрастной группе Центра Ппмс Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества. Задачи: Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Проект «Чудо-пластилин» для детей с синдромом Дауна Видео Тема: «Угостим ежика яблоком» (Конспект одного занятия из проекта "Чудо-пластилин" по лепке из пластилина предмета состоящего из отдельных.

Проект комплексного воспитательно-коррекционного развития детей с синдромом Дауна «Рука в руке» Существует достаточно большая группа детей с генетическими отклонениями в развитии, которые не могут быть включены в существующие в настоящее.

Развитие речи у детей с синдромом Дауна Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна? Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема.

Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных.

Социальная адаптация и физическое развитие ребенка с синдромом Дауна через ОД в разновозрастной группе В нашем саду созданы комфортные условия пребывания ребят. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. Весной дети.

Воспитание навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна как средство их социальной адаптации Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна-их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию
Опубликовано: 14 октября 2018 в 15:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Меньшикова (УИ 1013785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД