Наталья Пультякова
Социальная адаптация и физическое развитие ребенка с синдромом Дауна через ОД в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем саду созданы комфортные условия пребывания ребят. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. Весной дети любуются цветением. От летнего зноя можно укрыться в тени деревьев и теневых навесов. Зимой ребята строят и любуются снежными фигурами. Создаем все условия чтобы ребята чувствовали домашнюю атмосферу и чувствовали себя комфортно.
Ребенок — это будущее, это радость жизни, это забота и любовь. Мир
детства кажется бесконечной сказкой души, но изнутри он не совсем
таков, каким мы видим его снаружи.
Публикация «Социальная адаптация и физическое развитие ребенка с синдромом Дауна через ОД в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
Очень часто, пытаясь помочь детям, мы хотим сделать за них все сами, принять за них решение, сделать свой выбор. Поэтому они остаются беспомощными в сложных ситуациях,не имея опыта.
В семьях, где растут дети с синдромом Дауна, наша задача — помочь близким малыша пережить стресс, принять ребенка вместе с родителями, создать условия для его успешного развития и социализации.
Для данного ребенка была разработана Адаптированная образовательная программа.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы ДОУ. Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
·Познавательное развитие
·Социально-коммуникативное развитие
·Речевое развитие
·Художественно-эстетическое
·Физическое развитие.
В нашем детском саду появился особенный ребенок «СОЛНЕЧНЫЙ». Это замечательный мальчик Ваня. На момент поступления ребенку было 3 года. Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих.
Наполняемость группы на тот момент составляла 21 ребенок. Наш сад имеет общеразвивающее направление. Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у воспитателей не было. Ребенок в дальнейшем некоторое время посещал специализированный детский сад в г. Канске, но потом в силу семейных обстоятельств и сопутствующих заболеваний у Вани, вновь вернулся в наш детский сад.
В данное время Ваня посещает вторую разновозрастную группу, ему 7 лет. Первые несколько дней мы наблюдали за ребенком. Мальчик активный, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сам часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к нему речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет. Культурно-гигиенические навыки присутствуют: Ваня явно привык к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока его не отведешь от умывальника. Затем Ваня берет полотенце и вытирает ручки. Навык посещения туалета тоже привит. Одеваться ребенок умеет, как и раздеваться.
Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм
Главную цель своей работы мы определили так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Мы наметили несколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. развитие социально-коммуникативной сферы.
На начальном этапе работы нам было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком мы проводили в индивидуальной форме, и ребенок позже сам стал по своему желанию садится на занятия с детьми подготовительной группы. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность. Мы обучали ребенка способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Мы показывали Ване способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, надевать штаны, снимать одежду.
Для развития общей моторики мы привлекали Ивана к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении ребенка Учили мальчика брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомили его со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития.
Развиваем память. Разучиваем с мальчиком простые четверостишья, причем необязательно в привычной обстановке, на прогулке (когда он качается на качели, он повторяет стихи за воспитателем. Либо просто садится на колени к воспитателю и говорит «читай». Это значит, что он хочет поучить стихи. Воспитатель проговаривает строку, он повторяет следом, так он запоминает и рассказывает их дома маме.
Используем в своей работе техники нетрадиционного рисования и художественного творчества. Ване очень нравится рисовать. (рисование мыльными пузырями, декупаж, работа с мокрой бумагой, рисование солью, манкой, работа с крупами и так далее).
У Вани развито чувство такта, любит танцевать, это самое любимое его занятие. На всех праздниках ребенок активный и всегда вместе с ребятами танцует.
Наши первые результаты
Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.
Совместная работа педагогов, родителей и данная технология способствовали успешной адаптации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду.
В результате, ребенок способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе,
но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Успешная адаптация ребенка с ОВЗ к условиям детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Итог. Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ - новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.