МААМ-картинки

Особенности развития речи детей с синдромом Дауна

Маргарита Дементьева
Особенности развития речи детей с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы

В основу обучения и воспитания детей с синдромом Дауна положен принцип социальной направленности. Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком.

Публикация «Особенности развития речи детей с синдромом Дауна» размещена в разделах

Чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше шансов добиться успехов. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств.

В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.

Если дети не будут получать активной помощи для развития речи со стороны родителей, то они начинают говорить первые слова значительно позже, чем обычные дети.

«Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна Этот вопрос задают родители таких детей.

Рассмотрим основные этапы развития речи.

1. Развитие лепета и стимуляции аудитивной обратной связи.

Лепет детей с синдромом Дауна необходимо постоянно стимулировать и поддерживать. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос, меняйте тон и громкость. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего. Занятия проводите несколько раз в день по 5 минут.

Следующий шаг после лепета - развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Для этого устанавливайте зрительный контакт с ребёнком разговаривайте с ним, улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом необходимо делать паузу, чтобы наблюдать за реакцией ребенка. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения:

• Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук.

• Повторению гласных звуков А, И, О, У, Ы способствует имитация моторных реакций. Работа проводится аналогично предыдущему упражнению.

2. Развитие правильного дыхания.

У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот. Поэтому необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция - открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха.

Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, на игрушечных трубах и флейтах, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать вату, разорванные дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

3. Упражнения на улучшение подвижности языка.

Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Поэтому особенно важными для детей с синдромом Дауна являются упражнения на развитие подвижности языка, так как моторика языка - это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также речи. Упражнения для развития подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.

При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции.

Примеры упражнений для развития подвижности языка :

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю

4. Развитие разговорной речи.

Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Печенье?» и отвечать: «Да, это печенье». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.

Дети с синдромом Дауна начинают пользоваться фразовой речью приблизительно в 3 года (по разным исследованиям, в возрасте от 2 до 5 лет, причем к возрасту 5 лет обычно способны построить такое предложение подавляющее большинство детей с синдромом Дауна). Один из наилучших способов развития фразы – повторение с расширением. Вы повторяете отдельное слово, которое произносит ребенок, а затем присоединяете к нему еще одно, новое слово. Например, малыш играет с машинкой и произносит: «машина», а вы говорите: «машина, машина едет» и тд.

Так же рекомендуется сделать небольшую доску с сигналом для ребенка, что в свое предложение ему нужно включать два (три) слова. Можно разместить на такой доске два (а затем и три) ярких, шершавых кружочка. Проговаривая «машина едет», вы указываете поочередно на первый (первое слово) и на второй (второе слово) кружок. Возьмите руку ребенка в свою, повторите фразу, прикасаясь его рукой поочередно к кружкам. Использование такой доски подключает зрительную и тактильную опору и напоминает ребенку, что нужно употреблять более развернутые фразы.

В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.

Публикации по теме:

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом ДаунаИспользование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап.

Комплекс упражнений в «Тренажере гросса» для развития крупной моторики и укрепления мышц ребенка с синдромом Дауна Задачи: -способствовать развитию мышечной силы -тренировка опоры,равновесия -Тренировка вестибулярного аппарата -укрепление крупных мышц.

Проект «Чудо-пластилин» для детей с синдромом Дауна Видео Тема: «Угостим ежика яблоком» (Конспект одного занятия из проекта "Чудо-пластилин" по лепке из пластилина предмета состоящего из отдельных.

Проект комплексного воспитательно-коррекционного развития детей с синдромом Дауна «Рука в руке» Существует достаточно большая группа детей с генетическими отклонениями в развитии, которые не могут быть включены в существующие в настоящее.

Развитие речи у детей с синдромом Дауна Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна? Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема.

Развитие речи у детей с синдромом Дауна Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Этот показатель.

Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных.

Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных.

Воспитание навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна как средство их социальной адаптации Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна-их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.

Занятие с детьми с синдромом Дауна 3 лет Занятие с детьми с синдромом Дауна трех лет. Цели и задачи: 1. Формирование навыков общения у детей: привлекать внимание ребенка к действиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития речи детей с синдромом Дауна
Опубликовано: 3 июля 2018 в 22:58
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития речи детей с синдромом Дауна» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Дементьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД