МААМ-картинки

Проект комплексного воспитательно-коррекционного развития детей с синдромом Дауна «Рука в руке»

Оксана Шипова
Проект комплексного воспитательно-коррекционного развития детей с синдромом Дауна «Рука в руке»
▼ Скачать + Заказать документы

Существует достаточно большая группа детей с генетическими отклонениями в развитии, которые не могут быть включены в существующие в настоящее время развивающие программы. К этой группе относятся дети с синдромом Дауна.

Публикация «Проект комплексного воспитательно-коррекционного развития детей с синдромом Дауна „Рука в руке“» размещена в разделах

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию – в том числе в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению и развитию детей с отклонениями в развитии всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, мы сталкиваемся с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.

Дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально – ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок развития, преодоление психогенных нарушений. Перечисленные обстоятельства послужили для разработки проекта, который предназначен для использования специалистами учреждений, реализующих коррекционно – педагогическую деятельность детей данной категории.

В нашем детском доме – интернате проживает 20 детей, имеющих в диагнозе синдром Дауна. Многие из этих детей имеют сопутствующие заболевания: ДЦП, РДА, хронические соматические заболевания и др.

Нельзя сказать, что эти дети просто замедлены в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности, поэтому с раннего детства им необходим комплекс специальных коррекционно – педагогических мероприятий.

Цель проекта

Создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка.

Задачи

Дефектологическое и логопедическое обследование детей.

Подбор адекватных средств общения с ребенком.

Обучение воспитателей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими синдром Дауна.

Социальное развитие.

Подбор оптимальных способов воспитания и развития ребенка.

Проведение коррекционно – развивающих занятий по индивидуальному плану.

Формирование предпосылок для обучения.

Содержание

Проект состоит из разделов :

Двигательное развитие.

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Формирование навыков общения и развития речи с синдромом Дауна

Социально – бытовое развитие.

Раздел «Двигательное развитие детей с синдромом Дауна» предусматривает освоение ребенком навыков крупной и мелкой моторики и дает рекомендации к индивидуальным занятиям.

Раздел «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» содержит перечень общих принципов организации и проведения занятий, последовательность развития понятий и навыков в рамках каждого раздела.

Раздел «Формирования навыков общения и развитие речи детей с синдромом Дауна» раскрывает организацию и содержание логопедической работы и работы по развитию речи.

Раздел «Социально – бытовое развитие» предусматривает создание специального абилитационного пространства для формирования навыков самообслуживания, хозяйственно – бытовой деятельности, ручного труда.

Общие принципы организации и проведения

коррекционно – развивающих занятий.

Инструкция, предлагаемая ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой. Часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои жестами. Вместо вербальной инструкции можно применять показ, опираясь на подражательные возможности ребенка.

Учитывая замедленное прохождение импульсов, характерное для детей с синдромом Дауна, и сниженную скорость формирования ответа, необходимо выдерживать паузу, давая ребенку возможность ответить.

Учитывая особенности восприятия детей с синдромом Дауна, необходимо использовать во время занятий яркий сенсорный дидактический материал.

Деятельность, предлагаемая ребенку, должна быть предметной. Опора не только на зрительный и слуховой, но и тактильный анализаторы улучшает восприятие материала. Ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он работает, для того, чтобы он мог точнее соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Замена игрушек картинками возможна, если ребенок действительно точно понимает, что на них изображено.

Каждое занятие включает задания из разных отделов коррекционно – воспитательной работы и является комплексным, так как происходит объединение заданий в сюжетную игру и все задания динамично сменяют друг друга. На начальном этапе работы каждое задание может занимать 2-3 минуты, затем постепенно продолжительность одного задания может быть увеличена до 5-7 минут.

Помощь, оказываемая ребенку при выполнения задания, строго дозируется. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно оказать ему небольшую помощь, сконцентрировав его внимание на нужном сейчас действии или важной детали. Если этого оказывается не достаточно, можно помочь ему в выполнении правильного действия, действуя его руками, или выполняя часть задания вместо него. В любом случае задание должно быть выполнено.

Если ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять или нуждается в значительной помощи при его выполнении, то это, как правило, значит, что задание не соответствует уровню развития ребенка. В таком случае необходимо вернуться к предыдущим навыкам или разбить задание на шаги для определения того, что именно вызывает у ребенка трудности, и предложить ему дополнительные задания для отработки «слабого звена»

Увеличение сложности заданий происходит по мере реального усвоения материала. Задания более высокого уровня используют навыки, приобретенные при выполнении более простых заданий. Усложнение заданий происходит незаметно для ребенка, для него это – просто новая игра.

Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Ему должен нравиться используемый игровой материал. Задание, по возможности, должно быть построено таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку как средство достижения собственной цели.

Не всегда удается связать мотивацию ребенка непосредственно с заданием (особенно на первых этапах, тогда он выполняет задания во многом ради похвалы взрослого. Педагог хвалит ребенка за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание и помочь ему довести его до конца. Необходимо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

Организация и содержание комплексных занятий.

У детей с синдромом наблюдаются нарушения, которые проявляются в недоразвитии как относительно простых, так и сложных психических процессов. Наблюдаются следующие отклонения:

Очень ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

Низкая познавательная активность;

Несформированность функций памяти;

Несформированность произвольного внимания и других высших психических функций;

Недостаточная регуляция поведения.

Все эти нарушения тесно связаны с развитием речевой деятельности ребенка с синдромом Дауна и являются тормозом при ее формировании.

С учетом всех проблем, следует всегда иметь в виду, что педагогическое воздействие может быть успешным и результативным лишь тогда, когда оно будет комплексным с учетом всех индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Материальное обеспечение проекта.

Оборудование игровой комнаты (сухой бассейн; ширма для кукольного театра; домик детский игровой и т. д.)

Оборудование для развития общих движений (маленькие маты или складной мат; сенсорные мячи разных размеров; мягкий модульный конструктор и т. Д.)

Оборудование для развития мелкой моторики (матрешки; неваляшки; пирамиды разные; напольные пирамиды; шнуровки простые; игрушки с молотком; вкладыши и т. д.)

Игровые средства для развития сенсорики (геометрические формы и тела; лото теней; настольно-печатные игры; цветные таблички; тактильный набор и т. д.)

Игровые средства для развития речи (иллюстрированные книжки со сказками, стихами; тематические наборы картинок и лото; набор кубиков с картинками; сюжетные картинки; компьютерные программы и т. д.)

Игровые средства для социально-эмоционального развития (набор перчаточных кукол-персонажей (би-ба-бо); наборы для изучения собственного тела и себя; азбука настроений; настольный театр игрушек и т. д.)

Игровые средства для творческого развития (музыкальные инструменты; набор строительных куьиков; мозаика с крупными сотами; пластилин; цветная бумага и картон; музыкальные произведения для слушания и т. д.)

Игровые средства для сюжетно-ролевых игр (набор доктора; машина грузовая, коляска для кукол, комплект пластиковой посуды и т. д.)

Публикации по теме:

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом ДаунаИспользование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап.

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна» Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Комплекс упражнений в «Тренажере гросса» для развития крупной моторики и укрепления мышц ребенка с синдромом Дауна Задачи: -способствовать развитию мышечной силы -тренировка опоры,равновесия -Тренировка вестибулярного аппарата -укрепление крупных мышц.

Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе с задержкой психического развития «Путешествие в Африку» Цель- закрепить знания о животных жарких стран, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности Задачи:.

Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.

Открытка маме на 8 Марта. Работа ребенка с синдромом ДаунаОткрытка маме на 8 Марта. Работа ребенка с синдромом Дауна Скоро праздник 8 марта! Мы все стараемся накануне и в этот день поздравить своих мам, бабушек и всех женщин с таким нежным и солнечным праздником.

Проект «Чудо-пластилин» для детей с синдромом Дауна Видео Тема: «Угостим ежика яблоком» (Конспект одного занятия из проекта "Чудо-пластилин" по лепке из пластилина предмета состоящего из отдельных.

Проект по повышению эффективности коррекционного процесса «В стране волшебных звуков и движений»Проект по повышению эффективности коррекционного процесса «В стране волшебных звуков и движений» «В стране волшебных звуков и движений» (речедвигательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика, слоговая структура.

Развитие речи у детей с синдромом Дауна Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Этот показатель.

Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект комплексного воспитательно-коррекционного развития детей с синдромом Дауна «Рука в руке»
Опубликовано: 9 марта 2018 в 15:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект комплексного воспитательно-коррекционного развития детей с синдромом Дауна «Рука в руке»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД