галина кискина
Особенности работы по подготовке к обучению грамоте в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Этап обучения грамоте вызывает у детей, как правило, большие трудности. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, предупредить дисграфию и дислексию, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Каждый дошкольник нашей группы имеет речевые нарушения и испытывает трудности в усвоении программы детского сада. Плохое звукопроизношение, недоразвитие фонематического восприятия – вызывают трудности при формировании звукослогового анализа слов. А это в свою очередь является первой ступенькой к овладению устной и письменной речи.
Публикация «Особенности работы по подготовке к обучению грамоте в логопедической группе» размещена в разделах
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слова, проводится согласно программным требованиям;
• знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, ударение;
• умение работать со схемой слова, разрезной азбукой;
• владение навыками чтения;
• умение «печатать» буквы, слоги, слова, предложения;
На занятиях по обучению грамоте я использую следующий дидактический материал:
• таблички для артикуляционной характеристики звуков;
• профили звуков;
• схемы слов (для определения позиции звука в слове);
• карточки-звуки (согласные, гласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие);
• схемы для анализа предложений;
• кроссворды, ребусы;
• тетради, буквари, разрезную азбуку;
• наглядный материал (картинки, буквы в картинках,на что похожа буква, и т. д.);
• дидактические, настольные игры.
Обучение грамоте занимает главную роль в жизни дошкольников,а чтобы этот процесс был интересным и увлекательным в своей работе я использую все возможные игры и пособия. Такие как:
,Cлоговое лото” – игра помогает детям быстро запомнить слоги,выделять из слова первые,вторые,третьи слоги,читать слоги различной структуры,а также читать слова,состоящие из трёх слогов. Развивает внимание. В лото,входят карточки с разноцвеными картинками и слоги. Правила игры,как в обычном лото.
,Собери слово по первым буквам” –способствует развитию у детей памяти,внимания,логического мышления,фонематического слуха,умения выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы,игра закрепляет навык чтения и звукобуквенный анализ слов. Аннотация:в статье представлен опыт работы с детьми по обучению грамоте логопедической группы в процессе применения занимательного дидактического материала.
Детские кроссворды –способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели. Здесь нужно составить слово из предложенных букв и записать их в свободные окошечки.
Подбери слог –игра учит читать слоги слова,здесь ребёнку нужно правильно написать слог в нужные окошечки.
Найди предмет на указанный звук –закрепляем умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой,здесь нужно посчитать сколько предметов на указанный звук и вписать в окошко.
Ребусы –это загадка,головоломка,состоящая из сочетания букв,слов,цифр,картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечёт ребёнка красочными яркими иллюстрациями,но и,безусловно,поможет в развитии. Ребусы способствуют развитию мышления,тренируют сообразительность,логику,интуцию,смекалку,помогают ребёнку расширить кругозор,запомнить новые слова,предметы. Тренируют зрительную память,правописание.
Но хотелось бы остановится на пособии Натальи Коняхиной,Обучение чтению”.
Здесь предложены машинки с согласными буквами и дорога с гласными,когда ребёнок,едет”читает слоги,которые мы отрабатываем постепенно. Потом мы,едем”по дороге со всеми гласными. Детям очень нравится эта игра,они с удовольствием учатся играя.
Эти не сложные игры можно рекомендовать родителям и воспитателям,и всем кто не равнодушен к первым шагам ребёнка в школе. Если ребёнок приходит в школу без всякого опыта со звуками,ему не поможет даже знание букв справиться с программой первого класса. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
Каждый ребёнок может научиться и даже полюбить играть в подобные игры,если создавать хотя минимальную игровую условность,а не подменять слова «давай поиграем»учебной деятельностью. Взрослый должен быть остроумным,изобретательным,это поможет не только научить ребёнка звуковому анализу и подготовить к овладению письмом,но и разбудить воображение,обогатить детскую игру,научить думать.