Лучший педагог года

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией

Дарья Рубанова
Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности предметного и сюжетного рисования

у детей со стертой дизартрией

Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А.

Изобразительная деятельность - это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего его мира, выражает на бумаге, в глине и других материалах свое отношение ко всему происходящему.

Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо» [2, 30].

Публикация «Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией» размещена в разделах

В ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования (Л. А. Венгер). Моделирование действительности в рисовании происходит на основе не только графических образов, но и речи, которая выполняет в этой деятельности разнообразные функции.

Используя речь, дошкольник создает многообразные ситуации, которые лишь в известной мере отражаются в рисунке и выходят далеко за его пределы. С помощью слова ребенок объясняет происходящие события, предусматривает их развитие. Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс рисования, помогая ребенку воплотить замысел.

Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова установили, что в два - три года дошкольникам доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков, цветовых пятен («листочки», штрихов карандашом («дождь», линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «листочки» и т. п.). Это доступные ему изобразительно – выразительные средства.

К трем годам ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах в рисунке.

Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования.

К семи годам ребенок овладевает целостным способом обследования (порядком, структурой, специфическим для изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте изобразительные действия становятся более точными, уверенными, самостоятельными, разнообразными, обобщенными, творческими.

Ход развития детского рисования отражает стремление ребенка ко все более адекватному отражению действительности и отношения к ней. К концу дошкольного возраста у детей формируются четко выраженные потребности и интерес к рисованию. Высокого уровня совершенства достигает предметный рисунок. Но главным достижением является сюжетный рисунок ребенка-дошкольника. Различные стороны изобразительной деятельности - графическая, цветовая, пространственная, эмоциональная - находят свое отражение в процессе создания сюжетных изображений. Именно в сюжетном рисунке раскрывается уровень осознания ребенком окружающей действительности и своего места в ней [3, 44].

Система средств и приемов, с помощью которой реализуется зрительный образ на плоском листе бумаги, называется техникой рисунка. Ее основными сторонами являются организация рабочего места, самоорганизация, выбор нужных приемов работы простым или цветными карандашами, краской, кистью и резинкой, приемов рисования различных линий, деления их на равные части, штриховки, тушевки, окраски и пр. Знание технических средств и приемов, умение пользоваться ими дает возможность реалистически изображать увиденное, графически выразительно излагать свои мысли о нем.

Тонкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работе мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать, т. к. навыки тонкой моторики помогают ребенку ис-следовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.

Н. А. Бернштейн считает, что сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном созревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека [1, 44].

Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию — один из показателей на-рушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, — инструментальное действие, выполнение которого возможно, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их.

Исследованиями М. М. Кольцовой (1979) и других ученых доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования дви-гательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии [4, 168].

Одним из речевых нарушений является стертая дизартрия – расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности [5, 3].

У детей со стертой дизартрией наблюдается некоторая общая моторная неловкость, страдает мелкая моторика рук. У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность. Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности [1, 58].

В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии, вопросы, связанные с изучением особенностей рисования, освещены недостаточно.

Поэтому целью нашего исследования явилось изучить особенности предметного и сюжетного рисования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

1. Изучить способность к изображению предметов по представлению и с натуры у дошкольников со стертой дизартрией.

2. Изучить способность к изображению сюжетных рисунков у дошкольников со стертой дизартрией.

3. Выявить уровни сформированности предметного и сюжетного рисования у дошкольников со стертой дизартрией.

В исследовании нами были использованы методики, предложенные Г. А. Урунтаевой, Т. С. Комаровой.

Результаты продуктивной деятельности детей дошкольного возраста со стертой дизартрией (10 человек) анализировались по следующим показателям: содержание рисунка; особенности изображения : передача формы (простая или сложная; передана точно, немного искажена или не удалась); строение предмета (части расположены верно. немного искаженно, неверно); передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались); композиция: вытянутое, скученное изображение или нет единства; пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений); симметричное или несимметричное построение; ритмичное или неритмичное построение; миниатюрное или увеличенное изображение: расположение отдельных изображений, т. е. тип композиции:

а) «Рассыпчатая» композиция. Рисунок выглядит, как набор случайно соединенных изображений предметов. Размеры графических построений не соотносятся с площадью листа, они схематичны и статичны.

б) «Простой фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа в ряд, изображения иногда ритмизуются, связываются по положению соседства. Изображения статичны.

в) «Двойной фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа (земля) и верхнему краю (небо). Изображения связаны по ритму или симметрии, не загораживают друга, относительно уравновешены по горизонтали листа. Передаются простые движения.

г) «Широкая полоса земли». Графические построения располагаются на широкой полосе, которая выступает как поверхность земли, пола, реки и др. Линия горизонта располагается на середине листа или выше, изображения строятся на «широкой» полосе. Наблюдаются случаи загораживаемости объектов, элементы перспективы, изображение элементарных движений.

д) «Центрированное расположение». Ребенок строит графические изображения на широкой полосе земли или на всем листе как на поверхности земли, пола. В центре располагается изображение значимого объекта. Дошкольник равномерно заполняет лист справа и слева по вертикальной линий. Композиционный центр является одновременно и смысловым. Наблюдается элементы перспективы, изображаются элементарные движения.

На основании указанных параметров мы выделили уровни сформированности предметного и сюжетного рисования дошкольников со стертой дизартрией.

Высокий: изображение предмета верное; форма предмета передана точно; соблюдается пропорциональность в изображении предмета; преобладает многообразие цветовых оттенков.

Средний: изображение и форма предмета искажена, ограничена линейным контуром; пропорция предмета нарушены; изображение может быть симметричное либо несимметричное; цветовая гамма оттенков менее разнообразна.

Низкий: изображение предмета отсутствует или грубо нарушено; в изображении отсутствуют линии, определяющие форму предмета; грубо нарушена пропорции предмета; отмечается бедность цветовых оттенков.

Анализируя способность к изображению предметов по представлению у дошкольников со стертой дизартрией (предлагалось нарисовать вазу и яблоко, можно отметить, что у большинства детей (60%) при изображении вазы наблюдается низкий уровень и у 40% дошкольников средний уровень сформированности предметного рисования. При изображении яблока низкий и средний уровни составляют соответственно по 50%.

Анализируя способность к изображению предметов с натуры у дошкольников со стертой дизартрией (предлагалось также нарисовать вазу и яблоко, можно отметить, что у большинства детей (70%) при изображении вазы наблюдается низкий уровень и у 30% дошкольников средний уровень сформированности предметного рисования. При изображении яблока низкий и средний уровни составляют также 50%.

Анализируя способность к изображению сюжетных рисунков у дошкольников со стертой дизартрией (предлагалась тема «Зимний лес», следует отметить, что это задание оказалось намного сложнее – 90% детей демонстрируют низкий уровень сформированности сюжетного рисования.

Преобладает «рассыпчатая» композиция, то есть рисунок выглядит как набор случайно соединенных изображений предметов. Размеры графических построений не соотносятся с площадью листа, они схематичны и статичны. Дети рисуют только дерево, человека, облака или снег, не объединяя их в одну композицию, при этом наблюдается непропорциональность разных изображений.

Таким образом, подводя итог экспериментальной части нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

1. У большинства дошкольников со стертой дизартрией преобладает низкий уровень сформированности как предметного, так и сюжетного рисования.

2. Наибольшие трудности у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией вызывает сюжетное рисование.

3. У детей дошкольного возраста со стертой дизартрией необходимо развивать способность к изображению и художественному выражению. Данный аспект будет предметом нашего дальнейшего исследования.

Литература:

1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб, пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.- 319 с

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд М. : Просвещение, 1991. – 93 с

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Изд. центр «Академия», 1999. –344 с.

4. Кольцова М. М. Формирование двигательных функций ребенка // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

5. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой. – СПб. : Издательство «Союз», 2005. – 192 с.

Публикации по теме:

Конспект сюжетного занятия по физкультуре в средней группе «Рябина» Задачи: 1. Учить детей импровизировать под мелодию песни; 2. Инсценировать песню с помощью различных пластических движений; 3. вырабатывать.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» Задачи: — связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; — словарь и грамматика: учить правильно использовать.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией
Опубликовано: 19 октября 2020 в 20:08
+211Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Рубанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД