Татьяна Лис
Особенности планирования, организации и проведения фронтального логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) Консультация на тему: «Особенности планирования, организации и проведения фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в условиях реализации АООП ДО и ФГОС ДО»
"Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка" (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев)
Публикация «Особенности планирования, организации и проведения фронтального логопедического занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
(2 слайд) Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
(3 слайд) Формы логопедической работы с детьми :
фронтальные, индивидуальные и по подгруппам.
(4 слайд) Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:
1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
— по формированию словарного запаса; — по формированию грамматического строя речи. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.
2. Занятия по развитию связной речи.
Основная задача — обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
3. Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
(5 слайд) Фронтальные логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Их цели, содержание, методическая аранжировка, периодичность и продолжительность определяется специальной (коррекционной) программой (Примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной.) и соотносится с возрастными и речевыми особенностями детей.
(6 слайд) Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько четко организован весь процесс обучения и правильно распределена учебная нагрузка в течение дня.
• 4-5-го года жизни - не более 20-25 минут
• 6-7-го года жизни - не более 30 минут
Количество занятий и порядок определяется учителем-логопедом согласно календарному планированию (1 занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи и 1 занятие по развитию связной речи, проводит воспитатель)
(7 слайд) При планировании НОД используется методическое пособие
«Коррекция нарушений речи у старших дошкольников» сост. А. А. Абрамовских, В. С. Васильева. (это было решено на методическом объединении учителей-логопедов). Учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, который предполагает фокусировку на какой – либо теме, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный, исходя из речевых возможностей детей, ведется работа по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания.
(8 слайд) Лексическую тему соотносят со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. Программное содержание в рамках одних и тех же тем, год от года углубляется и расширяется.
(9 слайд) Все лексические темы распределены по периодам следующим образом:
1 период обучения:
Сентябрь: «Игрушки», «Овощи-огород».
Октябрь: «Фрукты-сад», «Осень», «Грибы», «Ягоды».
Ноябрь: «Лес-деревья», «Одежда», «Обувь, головные уборы», «Части тела».
2 период обучения:
Декабрь: «Мебель», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Новый год».
Январь: «Домашние птицы их птенцы», «Домашние животные их детеныши»,
«Дикие животные наших лесов и их детеныши».
Февраль: «Животные жарких стран и Севера», «Посуда», «Продукты питания»,
«День Защитников Отечества».
3 период обучения:
Март: «Весна. 8 Марта», «Перелетные птицы», «Инструменты», «Профессии».
Апрель: «Транспорт», «Планета Земля. Космос», «Обитатели водоемов».
«Наша Родина. Наше село».
Май: «Насекомые», «День Победы-9 мая!», Обобщение по теме «Весна».
«Лето. Цветы».
(10 слайд) При планировании и проведении фронтальных форм НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей логопеду следует :
определить тему и цели занятия;
выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
отобрать лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей;
обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;
включить в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.
(11 слайд) Примерная структура НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи представлена на слайде:
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного материала.
3. Постановка цели занятия.
4. Изучение нового материала.
5. Динамическая пауза.
6. Закрепление пройденного материала.
7. Итог занятия.
(12 слайд) Опора на игру, как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия, обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
(13 слайд) Дополнительными факторами, обеспечивающими продуктивность фронтальных форм логопедических занятий с дошкольниками, являются:
-свободное размещение детей во время занятий т. е партнерская форма организации (в круг, полукругом, около логопеда, что позволяет им рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда;
(14 слайд) -четкая и логичная система подбора вопросов, адресованная детям;
- разнообразные пособия, а также предварительный подбор материала для занятия; -ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания;
-постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия : наиболее интересные фрагменты работы соотносятся с периодом нарастания усталости;
-корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей.
К фронтальным логопедическим занятиям предъявляться следующие требования:
1. Занятие должно быть динамичным.
2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.
3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.
4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.
5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.
(15 слайд) Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах дошкольного образовательного учреждения предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста. (16 слайд)