Надежда Кушниренко
Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников
Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком очень актуальна в современной образовательной практике дошкольной организации. Согласно требований ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнер – партнер. Перед педагогами поставлены принципиально новые приоритеты и задачи дошкольного образования, требующие от них перехода на новый уровень взаимодействия с воспитанниками и их родителями – уровень сотрудничества, совместной партнерской деятельности. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности требует существенной перестройки стиля поведения как взрослого, так и воспитанника. Учитывая это очень важно, чтобы каждый педагог понимал насколько важны кардинальные изменения в стиле взаимодействия с детьми.
Публикация «Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников» размещена в разделах
В психологии выделяют два основных стиля отношений между людьми: авторитарный, связанный с доминирующим отношением над другими и демократический – с равноправием, взаимопомощью.
Говоря о партнерской позиции воспитателя следует отметить, что он придерживается демократического стиля взаимоотношений, а не авторитарного, присущего позиции учителя. Партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решения, стремления что-то делать, не боясь, что получится не так, вызывает стремление к достижениям, способствует эмоциональному комфорту.
Очень важно соблюдать партнерское взаимодействие во время организованных форм обучения. Организуя занятия педагог тщательно продумывает структуру каждой его части. На разных этапах организованных форм обучения партнерская позиция воспитателя проявляется по разному. Приглашая детей на занятие, педагог не заставляет их, а обращает внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные предложения работы, непринужденно предлагает: «Дайте сегодня…», «Кто хочет – устраивайтесь удобнее», «Сейчас я буду… Кто хочет – присоединяйтесь». Воспитатель начиная заниматься с детьми, постепенно находит важные точки интереса для оставшихся детей и привлекает к ним их внимание. Таким образом, все дети постепенно включаются в деятельность, предложенную воспитателем. В начале занятия необходимо предложить несколько заданий (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечит выбор деятельности по интересам и возможностям. Наметив цель для совместного выполнения воспитатель, как равноправный участник взаимодействия, включается в деятельность на равных с детьми, предлагает разные способы реализации цели, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не дает инструкций, не контролирует действий, а побуждает детей к обсуждению замыслов, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы, своим примером поддерживает у детей желание получить результат.
В процессе деятельности педагог решает развивающие задачи:
создает условия для самостоятельного получения детьми новых знаний, способов деятельности и т. п. ;
предлагает свои идеи или свой результат для детской критики ;
проявляет свою заинтересованность в полученных детьми результатах;
подключается к совместной оценке и интерпретации действий участников;
поддерживает и усиливает интерес детей к работе ровесников;
поощряет содержательное общение и провоцирует обсуждение проблем, которые возникают.
Для завершающего этапа занятия характерным является «открытый конец», то есть открытое временное завершения занятия. Оценивание взрослым действий детей может быть лишь опосредованным, как сопоставление результата с целью: что хотел сделать – то и получилось.
Работа, которую предлагают детям, должна продолжаться 25 - 30 минут в старшем дошкольном возрасте. Но потому, что временное завершения занятия остается открытым, надо иметь резерв времени (до 40 - 45 минут). Взрослый находится за рабочим столом пока все дети не завершат работу, чтобы поддерживать неуверенных в cебе детей. После завершения работы дети переходят к свободной деятельности по своему выбору.
Каждый ребенок работает в своем темпе и сам решает когда он завершит свою работу, исследования. Объем работы каждый выбирает для себя сам. Дети, завершившие работу раньше, могут заняться другой интересной им деятельностью. Если ребенок не справился с работой в отведенное резервное время или хочет ее закончить позднее, он может сделать это во вторую половину дня или в последующие дни.
Партнерская форма взаимодействия невозможна без организации совместного рабочего пространства, а для этого необходимо приблизиться к ситуации «круглого стола», которая создает условия для равноправного участия в работе, обсуждения, исследования. Это может быть свободное размещение всех участников, в том числе взрослого, за реальным круглым столом, на ковре или около столов с материалами для работы, экспериментирования. Организация совместного рабочего пространства дает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цель, xод работы и результаты, обмениваться мыслями и открытиями. Дети свободно выбирают рабочие места, передвигаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер – взрослый всегда вместе с детьми – «в кругу».
Занятия в форме непринужденной совместной партнерской деятельности совсем не обозначают хаос и произвол как со стороны воспитателя, так и со стороны детей. Для воспитателя это обязательные спланированные действия, а дети принимают участие в занятии интересуясь предложениями взрослого, из стремления быть вместе с ровесниками.
Как показывает практика, в условиях добровольности к работе, предложенной взрослым, что строится на принципах партнерства, сразу присоединяется до 75% детей группы. Не надо волноваться, что некоторые дети не проявляют желания присоединиться к группе. В таком случае воспитатель напоминает детям, что существуют обязательные правила поведения в группе: «Не хочешь сегодня работать вместе со всеми, занимайся тихонько своим делом, но не мешай другим». Не стоит беспокоиться также, что ребенок, не работавший сегодня на занятии, чего-то не получит для своего развития, т. к. он удовлетворит пропущенное на других занятиях. Если воспитатель правильно подбирает содержание занятий, учитывая интересы дошкольников, сам эмоционально настроен на материал, который предлагает детям, то проблема участия детей в занятиях, как показывает практика, отсутствует.