Анна Сукова
Особенности организации образовательной деятельности. Перспективно-календарное планирование
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС ДО.
Перспективно-календарное планирование.
Подготовила:
инструктор
по физической культуре
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида №8
г. Шебекино»
Кудрявцева Анна Юрьевна
Публикация «Особенности организации образовательной деятельности, Перспективно-календарное планирование» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Если в недавнем прошлом на первое место в вопросах планирования работы ставились вопросы идеологии, то сейчас, безусловно, на главную роль претендуют организационные моменты. Перспективные планы должны конкретизировать задачи образования в определенный момент времени с учетом уровня развития, как группы, так и отдельных детей. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Обязательной педагогической документацией педагога дошкольной образовательной организации является план работы с детьми. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности детей, определяться методы и приемы организации и руководства дошкольниками. Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными детьми. Планирование работы в дошкольной образовательной организации придает процессу образования детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования – обеспечить выполнение «Общеобразовательной программы дошкольного образования» для каждой возрастной группы детского сада. Именно план поможет учесть все виды детской деятельности, распределить их во времени, не упустить ничего.
Одной из форм планирования является перспективно-календарное планирование. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при перспективно-календарном планировании :
1. Объективная оценка уровня своей работы в момент перспективно-календарного планирования.
2. Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей.
3. Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода.
4. Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
5. Учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
6. Профессиональная компетентность педагога.
По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение, как содержания, так и методов образования, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития. Непрерывный процесс усложнения создает условия для
полноценного воспитания и обучения детей. Стоит внимательно отнестись к конкретным деталям перспективно-календарного планирования. Большое количество «воды» в планах хорошо лишь для формальной отчетности, но при этом крайне негативно сказывается на педагогическом процессе в целом.
Перспективно-календарный план работы с детьми, он должен отвечать определенным принципам:
1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.
3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости.
4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.
5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
7. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Остановимся подробней на такой форме планирования, как перспективно-календарное планирование. Данная модель плана оформляется в начале учебного года на компьютере в табличном варианте, где отражены программное содержание и формы организации детской деятельности.
и состоит он из трех блоков: «Общие сведения», «Перспективное планирование» и «Ежедневное календарное планирование». А заполняет ее конкретным содержанием инструктор по физической культуре от руки. Материал распределен на четыре квартала, а затем в каждом квартале определено помесячное планирование.
Перспективно-календарное планирование инструктора по физической культуре включает в себя:
1. Листок здоровья.
2. Режим дня группы.
3. Двигательный режим дня, разработанный в соответствии с возрастными особенностями детей.
4. Расписание организованной образовательной деятельности.
5. Годовые задачи дошкольной образовательной организации по физическому развитию.
Перспективно-календарный план – это индивидуальный документ инструктора по физической культуре, поэтому он самостоятельно может включать в него материалы необходимые ему для более эффективной работы. Это могут быть памятки по формам организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, список методической литературы и пособий. Этот вид планирования дает педагогу больше возможность варьировать свою деятельность в зависимости от погоды, настроения и состояния детей, отдельных проявлений в поведении детей. Чтобы не переписывать многократно задачи и содержание разных форм работы с детьми, при перспективно-календарном планировании приветствуется использование картотек подвижных игр, утренней гимнастики. Перспективно-календарное планирование может включать следующие пункты:
1. Комплексы утренней гимнастики. В дошкольной образовательной организации, как правила, на месяц планируется два комплекса утренней гимнастики, и проходят они совместно с музыкальным руководителем.
2. Комплексы оздоровительных гимнастик и упражнений: дыхательной и зрительной.
Раздел ежедневное календарное планирование осуществляется инструктором по физической культуре понедельно и включает в себя: сетку образовательной деятельности с указанием темы и программного содержания. В развернутом варианте этот раздел включает:
1. Тему недели, название, цель, дату проведения мероприятия.
2. Интеграцию образовательных областей.
3. Совместную деятельность взрослых и детей (индивидуальную и подгрупповую).
4. Конкретных условия совместной деятельности, которая зависит от уровня развития детей.
5. Этапы усвоения навыков детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике.
6. Организацию развивающей среды.
7. Если это необходимо, взаимодействие с родителями и социальными партнерами в рамках реализации темы недели.
Плюсы такой формы планирования :
1. В использовании информационно-коммуникационных технологий – это комплекс таблиц, набранных на компьютере, распечатанных и сброшюрованных, что значительно сокращает время написания плана.
2. В использовании картотек различных форм детской деятельности, что позволяет не переписывать содержание образовательного материала на каждый день в план, а подготовить для работы набор карточек с играми номера и источники, которых указаны в плане.
Таким образом, основа перспективно-календарной работы : создать определенную систему, которая бы не суживала сознание педагога, не держало бы его в узких рамках, а напротив, давала бы возможность работать творчески, большую часть рабочего времени отдавать детям, экспериментировать, применять новые технологии.