Екатерина Петрова
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок его жизни. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира.
Одним из важнейших этапов в работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы.
Публикация «Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2022
Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития самостоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда.
Предметно-пространственная развивающая среда (ППР среда) – это составная часть образовательной среды дошкольного учреждения, все компоненты которой взаимообусловлены, и выступают в единстве и взаимосвязи. ППР среда представлена специально организованным пространством : образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Очень важно, чтобы ППР среда выполняла свое основное назначение – создавать условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий.
ППР среда должна обеспечивать : возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности детей и возможность для уединения.
Психолого – педагогические требования к созданию ППР среды :
Содержательно-насыщенной Полифункциональной Трансформируемой Доступной Безопасной Вариативной
Насыщенность ППР среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и соответствовать возрастным особенностям и содержанию образовательной программы.
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому в данной статье мы затронем только один аспект взаимодействия ДОУ и семьи – совместную организацию РППС.
Создавая развивающую среду, необходимо оформить групповые комнаты, приёмные, кабинеты для образовательных услуг, учитывая особенности детей, посещающих группу и детский сад. Это, прежде всего, возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основных потребности: в движении, в общении, в познании. Нужно организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. Исходя из этого, были обозначены основные направления создания предметно-развивающей среды в группе :
1. Гибкое зонирование развивающих центров.
2. Обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста.
3. Обеспечение соответствующего оборудования и материалов, их размещение в пространстве, учитывая возрастные и половые особенности детей группы.
4. Вариативность и трансформируемость среды.
5. Индивидуализацию образовательного пространства.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом все развивающее пространство нашего дошкольного учреждения отражает пять образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Постепенно родители привлекались к воспитательно-образовательному процессу. С помощью пап и мам мы сформировали различные центры-уголки: Центр книги, Центр речевой активности, Центр математики и конструирования, Научные центры для развития опытно-экспериментальной деятельности, игровые зоны с учетом гендерного различия. В каждой группе оборудованы физкультурная и музыкально-театральная зоны.