Людмила Викторовна Зотова
Особенности организации образовательной деятельности в инклюзивной группе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы включения ребенка с ОВЗ в совместную образовательную деятельность в инклюзивной группе ДОО, необходимость разработки вариативных форм и методов организации образовательной деятельности с воспитанниками.
Данная статья посвящена приемам адаптации дидактического материала для ребенка с ОВЗ, использованию элементов технологии «Гарденотерапия». Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, заместителям по учебно-методической работе.
Annotation
Публикация «Особенности организации образовательной деятельности в инклюзивной группе ДОО» размещена в разделах
In the article are examined questions of the start of child with OVZ in joint educational activity in the inclusive group of Dawe, need of developing of variative forms and methods of organizing the educational activity with the pupils.
This article is dedicated to the methods of the adaptation of didactic material for the child with OVZ, to the use of elements of the technology “Of gardenoterapiya”. Article will be interesting to educators, to elder educators, to deputies from the educational methods work.
Ключевые слова: адаптация дидактического материала, ребенок с ОВЗ, технология «Гарденотерапия», индивидуализация, социализация.
The keywords : the adaptation of didactic material, child with OVZ, the technology “Of gardenoterapiya”, individualization, socialization.
В настоящее время в педагогическом сообществе идет серьезное обсуждение технологий организации инклюзивного образования. В большой степени это связано с образовательным курсом современной России, в частности сегодня уделяется большое внимание образованию детей с ОВЗ. Закон «Об образовании в РФ» (ст. 2, п. 27) дает следующее определение:
-инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
МБДОУ реализует инновационную образовательную модель «Инклюзивный детский сад». Цель инклюзии – обеспечение адаптации и социализации ребенка с ОВЗ к условиям ДОО, включение ребенка с ОВЗ в среду нормотипичных сверстников с условием успешной реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ на правах равного партнера и участника образовательного события.
Основная категория детей с ОВЗ, которые посещают ДОО – дети с расстройством аутистического спектра (РАС).
В работах С. А. Морозова отмечается, что у дошкольников с РАС наблюдаются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации. У детей нарушена подражательная и ролевая игра, часто отсутствует символическая игра. Для решения проблем, связанных с нарушениями коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ, инклюзивное образование является настоящей находкой.
Работая в данном направлении, учитывая необходимость персонализации образовательной деятельности, применения вариативных образовательных маршрутов, педагогический коллектив использует образовательные технологии :
• технологии и методики прикладного анализа поведения;
• здоровьесберегающие технологии
• фотолетопись
• артпедагогика
• интерактивная технология;
• технология личностного развития технологии
• технология альтернативной коммуникации (ПЕКС) и пиктограммы
• технология «Марии Монтессори»
Реализация инклюзивной образовательной модели ставит перед педагогами задачу поиска иных форм организации совместной деятельности с детьми, использование педагогических приемов и методов, которые позволят наиболее эффективно наладить коммуникативные связи между детьми с РАС и нормотипичными сверстниками, обеспечат социализацию особого ребенка. Примером может служить внедрение технологии «Гарденотерапия» - это осознанное использование растений и природных материалов в программах развития, адаптации, реабилитации детей, в том числе детей с ОВЗ. Это связано с тем, что старшем дошкольном возрасте детям очень интересна опытно-экспериментальная деятельность. Наиболее интересным сенсорным материалом для детей дошкольного возраста являются растения. Через сенсорное восприятие - «вижу», «слышу», «нюхаю», «трогаю», ребенок познает окружающий мир. Поэтому мы сажаем лук, семена огурцов, помидоров, баклажанов. Говорим о пользе овощей и фруктов. Наблюдаем за нашими посадками.
Работая в инклюзивной группе, часто возникают трудности, каким образом организовать опытно-экспериментальную деятельность, чтобы ребенок с ОВЗ был успешным. Практика показывает, что дети (в том числе с ОВЗ) с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Применение технологии гарденотерапии дает положительные результаты потому, что ребенок самостоятельно прикладывает усилия и видит результат этой деятельности [5]. Таким образом у нас появился огород на окне. Мы завели дневники наблюдений. Дети наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты. Особенностью детей с расстройствами аутистического спектра является фрагментарность восприятия, при этом затрудняется формирование сенсорных эталонов, отмечается низкий уровень наглядно-образного мышления, что в свою очередь влечет за собой обеднение и искажение воспринимаемой картины окружающего мира [3]. Поэтому мы используем максимальную «визуализацию времени» в виде табличек, картинок, пиктограмм и др. Например, для организации ежедневного ухода за растениями мы изготовили визуальные карты-подсказки, которые представляют собой визуализированную последовательность действий и манипуляций в процессе ухода за растениями. Также для успешной инклюзии ребенка с ОВЗ видим необходимость в адаптации дидактического материала в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями [4]. Например, на начальном этапе знакомства с понятиями овощи, мы используем объемные предметы (овощи, ребенок ищет одинаковые объемные предметы. Затем мы начинаем соотносить объемный предмет с изображением на картинке. Дальше ребенок знакомится с реальными предметами (например, огурцы, которые мы вырастили на окне. Так как у детей с ОВЗ отмечаются трудности в восприятии и переработке сенсорной информации, мы изготовили дидактическое пособие «Чудо-грядка». Пособие способствует формированию представлений о понятии «огород», знакомит со способами выращивания овощей, выполнено из мягкого фетра. Для детей с ОВЗ выращивание и уход за растениями является способом обогащения сенсорного опыта, а также налаживания контакта со сверстниками, т. е. способствует успешной социализации [1].
Такая деятельность способствует улучшению коммуникативных связей между детьми, развитию детской инициативы. Многие преодолевают в себе замкнутость, становятся более уверенными, учатся помогать друг другу, уступать. Внутри группы улучшается социальное и коммуникативное взаимодействие между воспитанниками, что способствует самореализации дошкольников, развитию детской инициативы [2].
Литература:
1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. _ М. : Просвещение,1988.-144с.
2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М. : Просвещение, 1982.
3. Манелис Н. Г., Хаустов А. В., Никитина Ю. В., Солдатенкова Е. Н. Ребенок с РАС идет в детский сад //Под ред. Н. Г. Манелис. – Воронеж, 2014
4. Морозов С. А., Морозова Т. И., Белявский Б. В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра. //Аутизм и нарушения развития, 2016, 14, №1, с. 9-18.
5. Сизых С. В., Кузеванов В. Я., Белозерская С. И., Песков В. П. Садовая Терапия: Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Ирк. гос. ун-та, 2006.