Наталья Рышкова
Беседа с родителями «Особенности организации детских видов деятельности» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №3
Беседа с родителями на тему «Особенности организации детских видов деятельности в первой младшей группе.
г. Кашира
2019 год.
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и функциональные человеческие способности : познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определённых воздействий.
Темочки:
Ведущим видом деятельности ребёнка раннего возраста является предметная деятельности, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности. В которой ребёнок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребёнка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Особенности действия с предметами ребёнка 2-3 лет.
• активно изучает предметы, их внешних свойства и использует их точно по назначению;
• выделяет признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза;
• замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку.
Познание окружающего мира ребёнком начинается через ощущения, которые формируются начальные представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребёнка 2-3 лет является развитие процесса восприятия.
К концу 3 года ребёнок овладевает следующими способностями :
• различает по образцу геометрические формы : круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывает или накладывает друг на друга;
• различает основные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;
• различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;
• практически осваивает близкое пространство. Что необходимо для ориентировки и практических действий; различает далёкие и близкие расстояния;
• различает время суток (день. Ночь); простые движения может их повторять вслед за взрослым (поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову);
• различает температуру (тепло, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (звущание знакомых предметов и голова животных);
• узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображение отдельных предметов, образцы героев и их действия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.
Немаловажен процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 8 до 3 лет следующие:
• в 2 — 2,5 года — повторяет бытовые действия (подметание, открываение двери ключом, складывание игрушек в коробку, «разговор» по телефону, самостоятельно ест, может ездить на трёхколёсном велосипеде;
• в 2,5 — 3 года — одевается и обувается самостоятельно, но не умеет застёгивать пуговицы, завязывать шнурки; держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет со взрослым в «больницу», «магазин», «троллейбус»
В соответствии с ведущим видом деятельности ребёнка 2-3 лет (предметная деятельность) и определяющей формой общения со взрослым (ситуативно-деловой общение) осуществляется выбор форм и методов организации детских видов деятельности. Среди них можно особо выделить детское экспериментирование (на основе манипулирования с предметами ближайшего окружения, материалами для творчества, звуками и голосом, игры-занятия, подвижные игры-задания, игры-драматизации, создание игровых ситуаций, чтение, рассказывание и инсценирование произведений устного народного творчества.
Главной особенностью работы с детьми первой младшей группы можно признать то, что простые и составные формы организации детских видов деятельности могут строиться по единому принципу — по аналогии с трёхступенчатым уроком М. Монтессори.
Первая ступень — ступень знаний. Ребёнку даются новые знания, понятия. Детей знакомят с названием предметов, их свойствами, понятиями о количестве. Ребёнок третьего года жизни воспринимает краткую информацию (синий шарик, чайная ложка, узнаёт названия интересующих его объектов, усваивает образцы выполнения отдельных действий.
Вторая ступень — уровень опыта. Ребёнок осваивает действия с предметами, на элементарном уровне применяет то, что узнал, получает новую информацию. Организая обратную связь, уточняя полученные представления, взрослый в ходе совместной деятельности обращается к ребё нку с просьбами: «Дай мне пожалуйста…. (красный кубик, синий платочек, большую тарелку)
Третья ступень — применение знаний. На этой ступени происходит переход понятий из пассивного словаря в активный. Взрослый задаё т вопрос: «Что это?» «Какой?». Ребёнок учится использовать предметы по назначению, совершать действия по самообслуживанию.
Познавая окружающий мир, дети третьего года жизни стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Поэтому одной из форм осуществления предметной деятельности по праву признаётся детское экспериментирование. Поскольку под экспериментированием понимается «исследование объекта или ситуации путём управления условиями (переменными факторами)» «это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность маленького ребёнка и деятельность учёных».
По мнению Н. Н. Поддьякова, «… деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментированию».
Экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка, в нё м представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить иные, более сложные и совершенные преобразования.
В данном «доигровом» периоде развития ребёнка, когда сюжетно-ролевая игра, которая станет ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, только зарождаются, особое внимание уделяется созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли.
На этом этапе образно-ролевой игры (2 — 2,5 года детей учат осущетсвлять перевоплащение в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребёнок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой; в помещении группы «поплавать», «полетать» и т. д. Здесь подойдут различные образные (игровые) упражнения имитационного характера, ведение элементарных игр-драматизации, игр-перевоплощений при ведущей роли взрослого.
К трём годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-ролевой игры, к основным показателям которой можно отнести:
• сочетание наятоящих целей и ненастоящих способов их достижения. Ребёнок ставит перед в игре обычные, реальные цели, характерные для взрослых (сварить суп, погладить бельё) но не может их реализовать. Роль взрослого, показать ребёнку необычные способы и средства их достижения — например, «сварить» суп из мозайки;
• ненастоящий способ достижения целей позволяет использовать предметы — заметители и совершать действия с воображаемыми предметами — например «есть «несуществующую конфету.
• В игре ребёнок решает такую важную задачу, как общение с другими людьми, поэтому использует «общение в воображаемой ситуации». Основная цель создания ситуации игрового общения для взрослого состоит в том, чтобы не только передать детям новую информацию, но и выразить своё отношение к ней — например, «жалко куклу, она заболела». Здесь же будет уместным рассказывание небольших фольклорных произведений, обычно используемых в быту — например, частушки «У кошки боли….»
• воображаемая ситуация стимулирует принятые ребёнком на себя роли, которую он в дальнейшем исполняет на основе подражания действиям взрослых. Для этого необходимо неоднократно показать детям возможность использования условных действий с сюжетными игрушками — развернуть игру на виду у детей, одушевляя кукол или другие игрушечные персонажи. Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофёр загружает машину кубиками и везёт её; мама катает в коляске дочку, кормит её.
На данный этапе, если ребёнок усвоил все перечисленные игровые действия, можно говорить о том, что он освоил азы сюжетной игры.
Таким образом, полноценное, разностороннее развитие ребё нка данного возрастного периода зависит от успешного решения следующих задач:
• разнообразие предметной деятельности ребёнка : знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и дейтсвиями с ними, показ различных вариантов манипуляций с предметами, их отбора и группировки по свойствами;
• содействие развитию личности ребё нка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувствам собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении; побуждение ребёнка к доброжелательным отношением со взрослыми и сверстниками
• обогащение связей ребёнка с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлением в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребёнком, перенос их в игровую, продуктивную, музыкально-художественную и другие виды детской деятельности;
• стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек); привитие навыков соблюдение опрятности и чистоты; воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнить их самостоятельно;
• укрепление здоровья ребёнка, закаливание, повышение работоспособности и устойчивости нервной системы, развития основных видов движений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки);
• расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря за счёт обще упомянутой.
Используемая литература.
«Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа.» Методическое пособие под. Ред. Тимофеевой Л. Л. - М «Центр педагогического образования, 2015 г.