Ирина Ковтун
Особенности обучения детей с расстройствами аутического спектра навыкам социально-бытовой адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Основные проявления расстройств аутистического спектра (РАС) прямо связаны с социальной жизнью человека : это проявляется как: отсутствие социо-эмоциональной взаимности; отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией; отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении; нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции.
Публикация «Особенности обучения детей с расстройствами аутического спектра навыкам социально-бытовой адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Темочки
Преодоление или хотя бы смягчение социально-коммуникативных трудностей – основа и условие формирования других навыков : поведения в социуме, самостоятельности, самообслуживания, личной гигиены, быта и т. д. Другими словами, социальная адаптация важнейшая цель коррекционной работы при аутизме.
Конкретные направления психолого-педагогической коррекции при РАС можно разделить на две группы. К первой – как по значимости, так и по очередности – группе следует отнести развитие коммуникации, форм общения (в первую очередь – коммуникативной речи, эмоциональной сферы, преодоление проблем поведения. Эта работа является необходимой основой для развития социального взаимодействия, для реализации других задач коррекции. Ко второй группе конкретных направлений коррекционной работы можно отнести не менее значимое для социализации и социальной адаптации развитие навыков самообслуживания и бытовых навыков, самостоятельности и других навыков и умений. Естественно, что с возрастом, по мере развития ребенка конкретные задачи, методы их решения, формы работы в целом должны в той или иной степени меняться, но направленность на решение, прежде всего, основных трудностей ребенка с РАС необходимо сохранять.
Поскольку аутизм – патология хроническая, комплексное сопровождение людей с РАС – многолетний, часто пожизненный процесс. Для того, чтобы он был эффективным, не следует, очевидно, заниматься решением только тех проблем, которые актуальны в настоящий момент; очень важно представить стратегию комплексного сопровождения в целом. Из-за исключительной полиморфности РАС – и клинической, и психолого-педагогической – это сделать сложно, особенно в основной части сопровождения, его образовательной составляющей. Цель сопровождения – достижение более высокого уровня социальной адаптации, помощь в развитии личностного потенциала. Можно выделить два основных направления работы: Преодоление основных проблем, свойственных аутизму : дефицитарности социального взаимодействия, межличностной коммуникации, проблемных форм поведения на основе индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Это верно для всех случаев аутизма, и такая работа продолжается на протяжении всего образовательного периода или ещё более продолжительное время.
Реализация второго направления – освоения образовательных. В зависимости от особенностей развития ребенка, содержания и организации коррекционно-образовательного процесса этот путь может быть пройден в самые разные сроки и в разной степени, но общий вектор психолого-педагогического сопровождения прослеживается определенно. Несмотря на значительные индивидуальные различия, в подходе к методическому обеспечению также наметилась тенденция к постепенному продвижению от методов, формирующих социально приемлемое поведение в специальных условиях, к методам, использующим естественные условия, к развивающим, готовящим ребенка к гибкой адаптации в постоянно меняющейся социальной среде, а в части случаев создавая в той или иной степени базу для саморазвития ребенка с РАС.