Юлия Ленченко
Особенности нарушений голоса у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
При дизартрии отмечаются нарушения речевой и неречевой моторики артикуляционного аппарата.
К речевой симптоматике относят: нарушение звукопроизношения; нарушение просодической стороны речи; нарушение фонематических функций. Нечеткая, смазанная речь не дает возможности формироваться четкому слуховому образу слова, что в свою очередь еще более усугубляет звукопроизносительные дефекты; нарушение лексико-грамматического строя речи; нарушение чтения и письма. К неречевым симптомам относят: массивные нарушения двигательного аппарата или двигательной сферы; нарушение эмоционально-волевой сферы; нарушение психического развития; нарушение познавательной деятельности; нарушение артикуляции, дыхания, мышечного тонуса.
Публикация «Особенности нарушений голоса у детей с дизартрией» размещена в разделах
Голос каждого человека индивидуален, что определяется его высотой, тембром и голосом. Высота голоса человека зависит от частоты колебаний голосовых связок (чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот, а это в свою очередь обусловлено их длиной, шириной, упругостью и натяжением, а так же формой и размерами гортани и резонаторных полостей. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок, от уровня давления воздушного столба в трахее и от степени смыкания голосовых связок. Тембр – это индивидуальная окраска голоса, в звучании которого всегда присутствует тон и дополнительных звуки, называемые обертонами. Чем больше обертонов, тем ярче, красочнее звучит голос.
Все качества голоса взаимосвязаны и существуют в единстве. Они зависят от возраста, пола, состояния здоровья и психики человека.
Что касается интонационно-выразительной окраски речи детей с дизартрией, она резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных : коровы, собаки и т. п. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. произносят слова по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики. Нарушено речевое дыхание : оно поверхностное, короткое, воздушная струя, являющаяся энергетической основой речи, слабая и ненаправленная. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.
Для преодоления этих нарушений необходима длительная и комплексная работа родителей, логопеда, врача-невропатолога.