Татьяна Адасенко
Особенности логопедической работы с детьми при нарушениях слуха
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях с нарушением слуха значительная роль принадлежит сурдопедагогам, но как показала практика, сочетание сурдопедагогической и логопедической работы позволяет достигнуть лучших результатов и приблизить оптимальный уровень для развития слабослышащего ребенка.
Публикация «Особенности логопедической работы с детьми при нарушениях слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Логопедическое воздействие может эффективно использоваться в работе со слабослышащими детьми. Согласно определению Ф. Ф. Pay, Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова: «тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т. д., все же возможно».
Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи.
Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Однако у слабослышащих могут наблюдаться и такие формы речевой патологии: заикание, нарушение темпа речи, ринолалии, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия.
Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями, могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловливать у них дефектное произношение звуков.
При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами. Однако и при менее тяжелом снижении слуха лексическая сторона речи у слабослышащих обычно оказывается нарушенной.
К особенностям речи слабослышащих детей относится ограниченное понимание речи, снижение запаса слов, неумение составить даже односложное предложение, отсутствие падежных согласований, невозможность произношения глухих и звонких согласных, неумение употреблять предлоги. Голос слабослышащего обычно глухой, интонация мало развита. Недостаток своей речи ребенок компенсирует неумеренной жестикуляцией.
Занятия по развитию речи с детьми может проводить логопед.
Специалист должен учитывать следующее:
• занятия по развитию речи носят комплексный характер;
• тематический принцип - основа занятий;
• методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах
предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д. ;
• речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы
(ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом, отрабатывается в
разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура,
план понимания и активного использования.
Содержание занятий по развитию речи может включать:
1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста
с нарушениями слуха.
2. Формирование и специальная отработка различных форм речи на каждом
этапе обучения.
3. Работа над значением слов в различных ситуациях общения и детской
деятельности.
4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов;
овладения звукобуквенным составом слова; грамматической формой слов
в составе целых предложений.
5. Формирование связной речи.
Необходимо помнить, что глухие и слабослышащие дети могут иметь различное состояние слуха, уровень развития устной речи и общего психофизического развития, поэтому требования и содержание работы должны быть дифференцированные.
Методика логопедической работы при нарушениях слуха
Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса, сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка, звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования).
Устранение у слабослышащих нарушений речи, не связанных с состоянием слуховой функции детей ведется обычными, принятыми в логопедии методами. Специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода.
При ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить его полноценное восприятие. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности безударной его части за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего. Те же условия должны быть соблюдены и при ознакомлении слабослышащих учащихся с новыми грамматическими формами.
Над правильным произношением слабослышащего логопед должен работать все время : и во время чтения, и во время пополнения словаря новыми словами и понятиями, и при усвоении новых синтаксических форм. Эта работа должна иметь систематический характер, т. е. проходить в определенной последовательности, с обязательным использованием наиболее эффективных приемов.
При устранении недостатков звукопроизношения логопед должен использовать зрительный контроль (работа перед зеркалом, тактильный контроль. Также уделить особое внимание работе по различению произносимых слов фонетически и артикуляционно сходных. Вначале логопед фиксирует внимание ребенка на четкости правильного произношения в целом, потом занимается постановкой недостающих звуков (чаще всего это звуки с, ш, ж, р, б, д, г) и их автоматизацией в словаре ребенка.
Для оживления тренировочной работы очень важно применять соответствующие наглядные пособия, в частности различные специально подобранные лото слов и фраз.
Занятия с такими детьми проводятся ежедневно в индивидуальной и групповой форме в соответствии с возрастом ребенка, периодом обучение, речевым нарушением.
На 1 этапе - подготовительном - определяется уровень речи и слуха, комплекс терапевтических мероприятий.
На 2 этапе - дофонемном - также продолжаются лечебно-профилактические мероприятия, формируются акустические образы невербальных звуков и формируется внимание и память.
На 3 этапе - фонемном - проводится развитие фонематического и интонационного слуха, слухомоторного и интонационного контроля.
На 4 этапе - интегрированном - формируется связная фонетически правильная речь.
Таким образом логопедически-коррекционные занятия должны проводиться длительное время, которое может затянуться на годы, поскольку закрепление правильного произношения чрезвычайно трудоемкий процесс и для ребенка, и для логопеда, который должен употреблять весь арсенал своих профессиональных приемов для формирования правильных артикуляционных движений в условиях плохого слуха своих пациентов даже незначительное снижение слуха сказывается на своеобразии формирования речи. Кроме этого, необходимо создание особенной коррекционно – педагогической среды в условиях семьи для всестороннего, максимально полноценного развития ребенка. Родители должны быть обучены основным правилам общения и занятий с такими детьми.