Наталья Капустина
Особенности коррекционной логопедической работы с учащимися с девиантным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
На логопедический пункт общеобразовательной школы в первую очередь зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Среди детей, имеющих нарушения в речевом развитии, встречаются учащиеся с девиантным поведением. Согласно клинической типологии речевых отклонений, чаще всего это дети с общим недоразвитием речи, сочетающимся с рядом неврологических и психопатологических синдромов, а именно гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром, синдромы двигательных расстройств, (по данным Е. М. Мастюковой, 1991). Учителем-логопедом осуществляется первичное диагностико-консультативное обследование речи логопатов. Окончательное же заключение о состоянии речи, интеллекта, психическом и физическом состоянии ребенка и необходимости коррекционно-развивающего обучения дают специалисты ПМПК. «В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию», – «Письмо Министерства образования Россий-ской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Публикация «Особенности коррекционной логопедической работы с учащимися с девиантным поведением» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
Содержание и методы коррекционной работы на логопункте МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 18» определяются в первую очередь видом речевой патологии, степенью её проявления, наличием и характером вторичных отклонений в речевом развитии детей. При этом в ходе учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведенческой сфере, изучаются и учитываются особенности внимания, уровень наблюдательности, работоспособности, реакции на встречающиеся в ходе коррекционной работы трудности, утомляемость, а также отношение ребенка к имеющемуся у него речевому дефекту. Существенно осложняет работу с детьми рассматриваемой группы недостаток, а порою полное отсутствие информации о состоянии их физического и психического здоровья. Так, заметив, что один из учащихся очень утомляется на занятиях, я число последних сократила. Однако врач-невролог посоветовал матери настаивать на их увеличении, так как, по его мнению, логопедические занятия благотворно влияют на данного ребенка.
Основной формой коррекционной логопедической работы являются групповые занятия. Но работа в группах с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, бывает порой заблокирована по причине проявлений клинической симптоматики психических расстройств того или иного ученика. Далеко не всегда представляется возможным проводить с таким ребенком и индивидуальные занятия, поскольку на этот счет существуют довольно чёткие указания в документах, определяющих организацию работы школьного логопункта : «Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе», – «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Логопедом школьного логопункта проводятся консультации родителей учеников с девиантным поведением и их классных руководителей по вопросам экспертизы причин неуспеваемости, способов их предупреждения и преодоления, осуществляется взаимодействие с социальным педагогом по вопросам установления биологических и социальных факторов, оказывающих влияние на речевое развитие детей рассматриваемой группы, со школьным педагогом-психологом в вопросах диагностики и коррекции неречевых психических процессов и восполнении пробелов в формировании психологических предпосылок к овладению программным материалом на логопедических занятиях. Это взаимные консультации, участие в педсоветах, работе школьного психолого-педагогического консилиума, совместные обследования с последующим обсуждением и анализом их результатов и т. д.
Исследования ученых-дефектологов, логопедов, психологов, изучение опыта логопедов-практиков показывают, что процент детей, имеющих нарушения в речевом развитии и нервно-психической деятельности растет. Таким образом, разработка и форм и методов коррекционной работы с такими детьми является актуальной задачей практической логопедии.