Светлана Евстафьева
Основные приемы работы с учащимися с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
03.11.2017 Авторы Евстафьева С. А. Ансимов В. И. Капустин В. Н. Проскурникова Е. А. Эффективными методиками для использования в процессе обучения детей с ОВЗ являются якорение и визуализация.
Визуализация
У многих учеников с ОВЗ существуют проблемы и различия между тем, что они слышат и информацией, которую дети способны запомнить, им невозможность «увидеть» информацию, которая заменяется восприятием информации посредством речи. Необходимо провести диагностику по выявлению учащихся с проблемами, после выявления таких учащихся нужно провести упражнения на визуалицию:
Публикация «Основные приемы работы с учащимися с ОВЗ» размещена в разделах
1. Цвет. Ученики должны научиться заполнять свое сознание одним определенным цветом.
2. Геометрические фигуры. Нужно представить образ любой геометрической фигуры и попробовать изменить его цвет, форму и размер.
3. Трехмерные объекты. Нужно визуализировать мяч, стул, чашку и попробовать «разглядеть» это предмет со всех сторон.
4. Визуализация образа знакомого человека, здания, комнаты и конкретного места.
Якорение
Любое поведение учителя, которое находит отклик у класса, является якорением. Задачей программирования в образовании является научение учителя создавать в сознании учащихся определенного состояния, которое связано с установлением связей между невербальными сигналами и содержанием (жесты, поза, определенное место в классе). Задание «Поднимите руки» помогает учителю наладить обратную связь с классом, в процессе выполнения этого задания происходит привлечение внимания учеников на речь учителя. Задание «неподвижное тело» выполняемое самим учителем способствует привлечению внимания учащихся, наиболее эффективным это задание становится если учитель его выполняет, двигаясь по классу. Невербальные сигналы учителя заметят большинство учащихся. Каждая из перечисленных систем может быть представлена визуально, аудиально и кинестетически.
Один из способов мышления заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали. Извлекая информацию, т. е. вспоминая что-либо, человек мысленно проходит через переживания, используя органы чувств внутренним способом, чтобы репрезентировать данные переживания. Переживанием является сочетание воспоминаний и воображения. Большая часть мышления обычно представляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорных впечатлений.
Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть измерены. Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляют собой одну систему.
В обучении детей разных возрастных групп нейролингвистическое программирование способствует корректировать возникающие затруднения в обучении. Наш опыт показывает, что влияние телевидения, компьютерных игр, видеофильмов, отсутствие традиций семейного чтения книг и сказок приводит к возрастанию трудных детей, у которых в значительной мере развивается зрительный канал восприятия, при низком уровне развития слухового канала восприятия. Основным методом обучения в современной школе является устный (словесный) метод, необходимо использовать технологии для более эффективного процесса обучения, и передачи основной информации.
Известно, что все функции осуществляются деятельностью мозга, причем не только корой, но и подкорковыми структурами, в свою очередь эти структуры развиваются гетерохронно и неравномерно. Нейролингвистическая диагностика позволяет не только определить локализацию поражения, но и этап до которого созрели эти структуры, что позволяет вести ребенка по типу замещающего онтогенеза, т. е. пройти с помощью коррекционных упражнений тот путь, который здоровый ребенок проходит естественным путем.
Нейропсихологический подход позволяет раннее определение механизмов дизонтогенеза и формирования нарушений функций ЦНС, лежащих в его основе, что в свою очередь дает возможность своевременно и адекватно подобрать коррекционную программу для преодоления нарушений двигательного, перцептивного, речевых, интеллектуального и речевого развития.