Нечаева Наталья
Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения, на этапе подготовки к лечебно-восстановительной работе
Нечаева Н. Е.,
учитель-дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»,
учитель –логопед МБУ «ЦППМиСП»
Публикация «Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
Обучение и воспитание с ограниченными возможностями здоровья с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно - восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе на выпуске из детского сада.
Многие дети, особенно маленькие, недавно поступившие в детский сад не готовы к лечению на медицинских аппаратах. Это зависит от множества факторов, таких как: личностные особенности детей, когнитивные способности, достаточный уровень предметно-практических действий и положительный настрой на лечение. Работа тифлопедагога с детьми направлена на активизацию зрительных функций: повышение остроты зрения; тренировки сетчатки глаз; развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения; развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации, а так же на развития когнитивных способностей.
1. Подготовка ребенка к проверке остроты зрения.
Первые трудности в лечебно-восстановительной работе могут возникнуть на этапе проверке зрения. Малыши часто не узнают изображения, которые представлены в таблице определения остроты зрения Орловой. Это может быть связано с отсутствием практического опыта узнавания изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире, а также обусловлены несформированностью речевой функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия.
Примечание: если ребенок не называет картинки, ему можно предложить их показать из набора таких же картинок, как на таблице: «Найди среди картинок такую же, как у меня, и покажи».
Упражнения для определения остроты зрения
Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном, силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять, называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные, силуэтные и контурные изображения.
Дидактическое упражнение «Назови картинку».
Цель: упражнять в назывании картинок таблицы.
Наглядный материал: дидактическое пособие, на котором изображены картинки, представлены в таблице для проверки зрения.
Ход упражнения: Тифлопедагог предлагает детям узнать в силуэтном изображении картинки и назвать картинки. Далее задание усложняется, и педагог просит назвать картинки верхнего ряда, среднего и нижнего ряда. При проведении этого упражнения необходимо уделять внимание речи ребенка, следить, чтобы ребенок правильно и четко произносил название картинок.
Дидактическое упражнение: «Сгруппируй предметы»
Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в таблице Орловой, по обобщающим признакам: животные, транспорт, игрушки и т. д.
Дидактическое упражнение: «Обведи предмет по трафарету (внутреннему)»
Цель: закрепить название предметов, изображенных на таблице Орловой, умение прослеживать контур этих предметов.
Дидактическое упражнение: «Раскрась контурное изображение».
Цель: закрепить умение закрашивать, не выходя за контур предмета, совершенствовать умение узнавать и называть предмет по его силуэтному изображению.
предметы, изображенные в таблице, среди других предметов.
Упражнения по повышению остроты зрения
Примеры заданий и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л. А. Григорян.
Острого зрения 0,04.
1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные цвета красный, оранжевый, зеленый.
2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
3. Наклеивание крупных аппликаций (4 см).
4. Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов.
5. Сборка строительных конструкций из крупных деталей.
Острота зрения — 0,05-0,1.
1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).
2. Выполнение аппликационных работ (2-3 см).
3. Плетение ковриков из полос шириной 2 см.
4. Работа с конструкторами.
5. Рассматривание рисунков крупного размера.
6. Игры с мозаикой.
Острота зрения — 0,2-0,3.
1. Раскрашивание мелких деталей рисунка.
2. Аппликации (размером менее 2 см).
3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.
4. Конструирование из мелких деталей.
5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).
6. Построение рисунков из мозаики.
7. Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).
8. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску.
Острота зрения — О,4 и выше.
1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров
мелких рисунков через тонкую бумагу.
2. Наклеивание аппликаций до 1 см.
3. Плетение ковриков из полос до 1 см.
4. Конструирование из мелких деталей.
5. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).
6. Построение мелких рисунков из мозаики.
7. Лепка из пластилина мелких фигур.
8. Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.
2. Подготовка детей к лечению на медицинских аппаратах
По рекомендации врача-офтальмолога коррекционные упражнения проводятся с учетом этапов лечения.
этапы лечения цель игры и упражнения
Плеоптический Повышение остроты зрения амблиопичного глаза - обводка через кальку контурных изображений (Дорисуй по точкам, Обведи и заштрихуй, Угадай предмет, Обведи по контуру, Дорисуй вторую половину);
- нанизывание бус;
- сличение изображений (Что неправильно нарисовал художник, Парные картинки, Найди похожие предметы, Что изменилось, Найди ошибки);
- классификация предметов (Найди похожие предметы, Разложи по группам, Какой предмет лишний, Добавь предмет);
- игры-лабиринты (Цветная прогулка, Найди дорожку, Поймай рыбку, Приведи детеныша к маме);
- использование электрифицированных игрушек (Сколько огоньков, Что ближе, что дальше);
- составление разрезанного на части изображения (Составь целый предмет, Собери картинку, Сложи из геометрических фигур).
Ортоптический Развитие бинокулярного зрения, восстановление способности к слиянию двух изображений в одно. - составление разрезанного на части изображения (Моделирование картины, Сложи картинку, 1-2-3 (разложи картинки на 1, 2, дальнем плане, Дорисуй вторую половину);
- выделение из фона замаскированного объекта (Угадай, кто прячется, Узнай предмет, Узнай по контуру, Узнай по силуэту);
- опознание изображения по какой-либо отдельной части (Кто без чего, Узнай по детали предмет, Найди ошибку, Как не бывает, Что забыл нарисовать художник);
- опознание перевернутых, зашумленных изображений (в различных условиях предъявления) (Кто ближе, кто дальше? (на зашумленных рисунках, Узнай и назови, Кто здесь спрятался, Кто больше увидит и назовет).
Стереоптический Добиться нормального глубинного зрения и тем самым закреплять результаты лечения косоглазия. - оценка глубины пространства (Колодец, Рыбалка, Дорожки, Бадминтон, Настольный теннис, Волейбол, Чтение с решеткой).
Опираясь на опыт работы с детьми с нарушениями зрения можно сделать несколько рекомендации:
• Ранняя и правильно организованная коррекция позволяет значительно повысить эффективность лечения и добиться стабильных результатов. Предаппаратную подготовку следует начинать с раннего дошкольного возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических упражнений соответствующего характера;
• Важно выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;
• Необходимо закреплять результаты плеоптического, ортоптического лечения косоглазия и амблиопии коррекционно-педагогическими играми, упражнениями, входящими в общий комплекс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения.
Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.