Получи документы

Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нечаева Наталья
Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения, на этапе подготовки к лечебно-восстановительной работе

Нечаева Н. Е.,

учитель-дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»,

учитель –логопед МБУ «ЦППМиСП»

Публикация «Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Обучение и воспитание с ограниченными возможностями здоровья с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно - восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе на выпуске из детского сада.

Многие дети, особенно маленькие, недавно поступившие в детский сад не готовы к лечению на медицинских аппаратах. Это зависит от множества факторов, таких как: личностные особенности детей, когнитивные способности, достаточный уровень предметно-практических действий и положительный настрой на лечение. Работа тифлопедагога с детьми направлена на активизацию зрительных функций: повышение остроты зрения; тренировки сетчатки глаз; развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения; развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации, а так же на развития когнитивных способностей.

1. Подготовка ребенка к проверке остроты зрения.

Первые трудности в лечебно-восстановительной работе могут возникнуть на этапе проверке зрения. Малыши часто не узнают изображения, которые представлены в таблице определения остроты зрения Орловой. Это может быть связано с отсутствием практического опыта узнавания изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире, а также обусловлены несформированностью речевой функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия.

Примечание: если ребенок не называет картинки, ему можно предложить их показать из набора таких же картинок, как на таблице: «Найди среди картинок такую же, как у меня, и покажи».

Упражнения для определения остроты зрения

Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном, силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять, называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные, силуэтные и контурные изображения.

Дидактическое упражнение «Назови картинку».

Цель: упражнять в назывании картинок таблицы.

Наглядный материал: дидактическое пособие, на котором изображены картинки, представлены в таблице для проверки зрения.

Ход упражнения: Тифлопедагог предлагает детям узнать в силуэтном изображении картинки и назвать картинки. Далее задание усложняется, и педагог просит назвать картинки верхнего ряда, среднего и нижнего ряда. При проведении этого упражнения необходимо уделять внимание речи ребенка, следить, чтобы ребенок правильно и четко произносил название картинок.

Дидактическое упражнение: «Сгруппируй предметы»

Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в таблице Орловой, по обобщающим признакам: животные, транспорт, игрушки и т. д.

Дидактическое упражнение: «Обведи предмет по трафарету (внутреннему)»

Цель: закрепить название предметов, изображенных на таблице Орловой, умение прослеживать контур этих предметов.

Дидактическое упражнение: «Раскрась контурное изображение».

Цель: закрепить умение закрашивать, не выходя за контур предмета, совершенствовать умение узнавать и называть предмет по его силуэтному изображению.

предметы, изображенные в таблице, среди других предметов.

Упражнения по повышению остроты зрения

Примеры заданий и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л. А. Григорян.

Острого зрения 0,04.

1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные цвета красный, оранжевый, зеленый.

2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.

3. Наклеивание крупных аппликаций (4 см).

4. Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов.

5. Сборка строительных конструкций из крупных деталей.

Острота зрения — 0,05-0,1.

1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).

2. Выполнение аппликационных работ (2-3 см).

3. Плетение ковриков из полос шириной 2 см.

4. Работа с конструкторами.

5. Рассматривание рисунков крупного размера.

6. Игры с мозаикой.

Острота зрения — 0,2-0,3.

1. Раскрашивание мелких деталей рисунка.

2. Аппликации (размером менее 2 см).

3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.

4. Конструирование из мелких деталей.

5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).

6. Построение рисунков из мозаики.

7. Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).

8. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску.

Острота зрения — О,4 и выше.

1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров

мелких рисунков через тонкую бумагу.

2. Наклеивание аппликаций до 1 см.

3. Плетение ковриков из полос до 1 см.

4. Конструирование из мелких деталей.

5. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).

6. Построение мелких рисунков из мозаики.

7. Лепка из пластилина мелких фигур.

8. Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.

2. Подготовка детей к лечению на медицинских аппаратах

По рекомендации врача-офтальмолога коррекционные упражнения проводятся с учетом этапов лечения.

этапы лечения цель игры и упражнения

Плеоптический Повышение остроты зрения амблиопичного глаза - обводка через кальку контурных изображений (Дорисуй по точкам, Обведи и заштрихуй, Угадай предмет, Обведи по контуру, Дорисуй вторую половину);

- нанизывание бус;

- сличение изображений (Что неправильно нарисовал художник, Парные картинки, Найди похожие предметы, Что изменилось, Найди ошибки);

- классификация предметов (Найди похожие предметы, Разложи по группам, Какой предмет лишний, Добавь предмет);

- игры-лабиринты (Цветная прогулка, Найди дорожку, Поймай рыбку, Приведи детеныша к маме);

- использование электрифицированных игрушек (Сколько огоньков, Что ближе, что дальше);

- составление разрезанного на части изображения (Составь целый предмет, Собери картинку, Сложи из геометрических фигур).

Ортоптический Развитие бинокулярного зрения, восстановление способности к слиянию двух изображений в одно. - составление разрезанного на части изображения (Моделирование картины, Сложи картинку, 1-2-3 (разложи картинки на 1, 2, дальнем плане, Дорисуй вторую половину);

- выделение из фона замаскированного объекта (Угадай, кто прячется, Узнай предмет, Узнай по контуру, Узнай по силуэту);

- опознание изображения по какой-либо отдельной части (Кто без чего, Узнай по детали предмет, Найди ошибку, Как не бывает, Что забыл нарисовать художник);

- опознание перевернутых, зашумленных изображений (в различных условиях предъявления) (Кто ближе, кто дальше? (на зашумленных рисунках, Узнай и назови, Кто здесь спрятался, Кто больше увидит и назовет).

Стереоптический Добиться нормального глубинного зрения и тем самым закреплять результаты лечения косоглазия. - оценка глубины пространства (Колодец, Рыбалка, Дорожки, Бадминтон, Настольный теннис, Волейбол, Чтение с решеткой).

Опираясь на опыт работы с детьми с нарушениями зрения можно сделать несколько рекомендации:

• Ранняя и правильно организованная коррекция позволяет значительно повысить эффективность лечения и добиться стабильных результатов. Предаппаратную подготовку следует начинать с раннего дошкольного возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических упражнений соответствующего характера;

• Важно выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;

• Необходимо закреплять результаты плеоптического, ортоптического лечения косоглазия и амблиопии коррекционно-педагогическими играми, упражнениями, входящими в общий комплекс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения.

Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной.

Роль социального педагога в организации сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в ДОУ Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении, ставит перед нами, педагогами, задачу объединения.

Инновационные методы работы детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями органов движения) Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма, способствующий созданию устойчивого.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание Эффективные педагогические технологии. Информационные технологии. Мультимедийные презентации. Слайд–шоу. Проектная деятельность.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Мастер-класс «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат.

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.

Семинар «Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности воспитания, обучения и развития» В настоящее время каждый десятый населения Земли, т. е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности,.

Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» : «Использование лэпбуков в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Уважаемые коллеги, добрый день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 31 октября 2017 в 17:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Нечаева Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД