Марьясова Екатерина Вадимовна
Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи (ОНР). Следует отметить важнейшую задачу логопедической работы с данной категорией дошкольников развитие у них связной устной речи. Это способствует наиболее полного преодоления барьера речевого развития, так и для подготовки детей к школьному обучению. Развитие связной устной речи у детей данной категории, отметим и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - отмечаем изначально сложный процесс, который усложняется многократно, если имеет место общее недоразвитие речи. При работе с этой категорией необходимо учитывать - структура речевого дефекта таких детей является очень вариативной (характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии). В процессе построения коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать речевую и умственную деятельность детей, вызвать у них положительную мотивацию, активизировать максимально познавательную деятельность детей с общим недоразвитием речи, применять разнообразные методы и приемы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития. Основная распространенность нарушений речи у детей с ОНР, вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей, повышения эффективности коррекционного воздействия. ОНР носят часто системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
Публикация «Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с общим недоразвитием речи и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.
В следствии изучения данной проблемы обнаружилось, что у детей с ОНР активный словарь ниже возрастной нормы. Основным недостатком восприятия у этих детей ОНР возникает высокое замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются "не схваченными". Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники.
Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одними из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание.
У данной категории выделяется яркая истощаемость внимания которая заметна, неусидчивость. Все это указывает на том, что в результате нейропсихологических особенностей у детей с общим недоразвитием речи в дошкольный период не накапливается достаточного речевого опыта.
По результату изучения данной категории детей можно сделать вывод, что у детей с данной речевой патологией - слухоречевая память развита на низком уровне. В воспроизведение слов особенность детьми с недоразвитием речи заключалась в следующем, что практически все они воспроизводили периодически вместо одного слова другое (вербальную парамнезию).
Важной особенностью лексики детей ОНР является: 1) ограниченность словарного запаса, 2) более значительное от детей нормы, разногласие объёма активного и пассивного словаря, употребление слов неточное, актуализации словаря вызывает затруднение. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объём пассивного словаря у них близок к норме. Все-таки употребление слов в экспрессивной речи, вызывают большие затруднения актуализация словаря. Дети характеризуются отставанием в развитии (большинства лексических категорий, особенно предикативного и атрибутивного словарей. Данные нашего исследования подтверждаются исследованиями Н. В. Серебряковой, Л. В. Лопатиной [27]. Надо указать, что дети контрольной группы показали более высокие результаты, чем дети экспериментальной группы.
Результаты проведенной нами работы показали недостатки детей с ОНР.
Особенности на наш взгляд определены не сформированность словарного запаса: и ограниченным объёмом словаря, несформированность семантического поля в которое включено слово неумением детей выделить в слове основной существенный признак. Не сформирован у детей атрибутивный словарь (в речи используют лишь прилагательные, возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Также при проверке прилагательных были частые замены которые свидетельствуют о том что эти дети не выделяют существенных признаков не дифференцируют качества предметов.
Следующее отличие данной группы от детей нормы - номинативный словарь, развит гораздо хуже чем у детей с нормальным речевым развитием, это характеризует трудность с актуализации (неточность употребления слов).
Предикативный словарь у детей с ОНР находиться на низком уровне развития в связи с низкой ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире в лексиконе отсутствуют действий, употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного значения.
Проведение исследования на классификацию предметов: представило, что не у всех детей сформированы операции классификации. Чаще всего встречались вербальные парафазии.
Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи связанная речь недостаточно сформирована.