Инна Судакова
Игровая коррекция детей с девиантным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение Амурской области
«Тындинский социальный приют для детей»
Доклад
на тему: «Игровая коррекция детей с девиантным поведением»
Подготовили: педагог – психолог Тищенко С. А.,
воспитатель младшей дошкольной группы
Судакова И. В.
2011 -2012 учебный год
Публикация «Игровая коррекция детей с девиантным поведением» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Психокоррекционная работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений (Т. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс).
В рамках этого направления были разработаны методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.
Цели коррекционной работы определяются исходя из понимания психического развития ребенка как активного, деятельностного процесса. В связи с этим их постановка связана с организацией различных видов деятельности ребенка, развитием его психической активности, формированием психических новообразований и оптимизацией социальной ситуации развития. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Ответить на эти вопросы можно определив норму психического развития, для чего провести его анализ в трех уровнях (Г. С. Абрамова) :
- на нейрофизиологическом уровне психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления на основе знаний о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражениях мозга;
- общепсихологический анализ предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики;
- возрастно-психологический уровень позволяет конкретизировать полученные данные соответственно возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.
Методологические подходы к проблеме психокоррекции, можно разделить на две большие группы - психодинамические и поведенческие – зависимости от ориентации на ту или иную парадигму предмета психологии – сознание или поведение. Указанные подходы обусловливают цели, стратегии, тактики и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками.
Коррекция игровой или учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
Остановимся поподробнее на игровой коррекции поведения. Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. В современной психолого-педагогической литературе описывают четыре вида игры: сюжетно-ролевая, игра с правилами, образно-ролевая (кого-то изображает, не развивая сюжета, режиссерская, в которой ребенок одновременно является автором сюжета.
Игры признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия его внутреннего мира.
Основные признаки игровой деятельности :
игра приятна, т. е. положительно воспринимается участниками;
она протекает спонтанно и предполагает наличие внутренней мотивации участников;
требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка.
В терапевтическом процессе игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции (А. И. Захаров).
- Диагностическая функция заключается в выяснении психопатологии, особенностей характера и взаимоотношений ребенка с окружающими.
- Терапевтическая состоит в предоставлении ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий.
- Обучающая предполагает перестройку отношений, расширение диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптацию и социализацию.
Вот перечень игр, которые можно использовать в группе продленного дня.
1. Игра - «Ассоциации».
Цель игры – воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изобразить человека.
Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.
2. Игра «Страшные сказки».
Цель игры – развитие смелости, уверенности в себе, снятие тревоги, объединение группы.
Ход игры: гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.
3. Игра «Изображение предметов».
Цель игры – воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения видеть другого.
Ход игры: ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
4. Игра «Узнай по голосу».
Цель игры – развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу.
Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
5. Игра «Четыре стихии».
Цель игры – развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля» – руки вниз, «вода» – руки вперед, «воздух» – руки вверх, «огонь» – вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.
6 Игра «Испорченный телефон»
Водящий пишет на спине загаданное слово, участники передают это слово таким же образом друг другу, когда слово возвращается к водящему, то определяется какое слово загадано было.
7 «Придумай сказку».
Ребятам предлагаются вопросы по которым они составляют сказку, получившиеся произведения прочитываются и сами ребята оценивают сказки.
8 «Графический диктант».
Проводится диктант по клеточкам, составляется фигура. Цель: развитие координации в пространстве.