Динара Иксанова
Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Приучение детей раннего возраста к самообслуживанию – это длительный процесс, требующий со стороны взрослого систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и познавательного развития детей.
Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процессов самообслуживания возникает и активно развивается уже на втором году жизни. Определено, что единицей освоения трудовой деятельности в раннем возрасте является микропроцесс – относительно самостоятельная часть целостного трудового процесса, имеющая собственную цель, структура которой идентична структуре трудового процесса. В структуре микропроцесса раньше всего осваивается целеполагание. В микропроцессах самообслуживания цель связана с реальными потребностями ребенка, а результат способен удовлетворить эту потребность. Поэтому ребенок легко вычленяет цель, а затем и связь – цель – действие – результат. Постепенно от освоения микропроцессов ребенок переходит к освоению целостных трудовых процессов самообслуживания.
Публикация «Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в двух формах :
индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка : поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
Задачи и содержание работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет :
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами {носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами. В таблице 2 представлены методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Таблица 2
Методы формирования навыков самообслуживания
у детей раннего возраста
Цель Методы
I группа методов Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения Показ действия.
Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
Метод приучения (систематические упражнения).
Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)
II группа методов Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра : песенок, потешек.
Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.).
Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)
Метод показа
Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.
Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.
Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Метод практического действия (упражнения)
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.
Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет (ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Метод общего напоминания
Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.
Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.
Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
Игровой метод
Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).
Художественная литература
Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Чтение стихотворения может протекать вместе с инсценировкой. Приведем пример. Нужно выучить наизусть стихотворение В. Орлова «Хрюшка обижается», приготовить необходимые, игрушки и предметы и разыграть перед малышом содержание стихотворения, последовательно показывая игрушки, а потом спросить: почему все были довольны, а Хрюшка сердита? Что ей хотелось иметь? Почему она это не получила? Почему ей дали мочалку и мыло? Что нужно ей сделать, чтобы получить то, что хочется? После можно предложить ребенку помыть хрюшку, а когда она станет чистая, нарисовать для нее берет, жилет, бантик, сапожки, гармошку. При повторном инсценировании желательно привлечь ребенка к показу действий и к чтению стихотворения. Таким образом, малыш закрепляет правило «нужно умываться», нравственную норму «быть неряхой плохо». При этом обогащается содержание рисунков и игр, разнообразятся их сюжеты и действия.
Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.
В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.
Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.
Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.
Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям, обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
Таким образом, через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок раннего возраста впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, есть, умываться, убирать за собой игрушки, воспитывает в них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия.
Ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой, пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослого,
Для ребенка 2-3 лет каждый их этих процессов привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворяет его потребность в деятельности и выступает как задача, которую надо решить самому : надеть ботинки, зашнуровать их правильно, застегнуть пуговицы на пальто. Выполняя эти действия, ребенок напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом.
Самообслуживание является основным видом труда детей раннего возраста. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать трудности. Являясь главным содержанием трудового воспитания детей раннего возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда.
Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.
При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада.
Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их жизненными повседневными потребностями.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.
В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, которая должна быть понятна. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем он менее владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.
Итак, самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Таким образом, основной особенностью самообслуживающего труда детей раннего возраста является направленность на себя, а результатом – умение обслуживать себя.