Наталья Егорова
Консультация «Игры для успешного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
У ребенка 3-его года жизни должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания В детском саду ребенок, который владеет этими навыками, чувствует себя увереннее, самооценка у него поднимается.
Для успешного обучения необходимо соблюдать правила:
- Обучение должно проходит при совместной деятельности взрослого и ребенка;
-Помните, что любой труд должен приносить малышу удовольствие!
-Избегайте поторапливания. Не осуждайте своего ребенка за неумение.
-Почаще хвалите малыша! Он должен чувствовать вашу поддержку и уверенность.
Публикация «Консультация „Игры для успешного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- По мере приобретения навыка доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается. Теперь взрослый только наблюдает, подсказывает правильное действие.
-Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования навыка более привлекательным.
-Большую помощь вам окажут дидактические игры. Обучение во время игры будет успешным, сблизит Вас с ребенком и подарит приятные впечатления и эмоции.
Игра "Водичка, водичка!"
• Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
• Оборудование: две куклы.
• Ход игры : взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
Занятие "Вымой руки"
• Цель: учить ребенка мыть руки.
• Оборудование: заяц резиновый.
• Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Занятие "Мыльные перчатки"
• Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
• Оборудование: детское мыло, полотенце.
• Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
• Например:
• Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
• Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
• В кране булькает вода. Очень даже здорово!
• Моет рученьки сама Сонечка Егорова
• (взрослый называет имя ребенка).
• Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
• В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Занятие "Умывалочка"
• Цель: учить ребенка умываться.
• Оборудование: зеркало, полотенце.
• Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
• Выходи, водица, мы пришли умыться!
• Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
• Нет, не понемножку - посмелей,
• Будем умываться веселей!
• В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Занятие "Делаем прическу"
• Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
• Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
• Ход игры : взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому : дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Занятие "Почистим зубки"
• Цель: учить ребенка чистить зубы.
• Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
• Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.
• Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
• Ротик, ротик! Где ты ротик?
• Зубки, зубки! Где вы зубки?
• Щечка, щечка! Где ты щечка?
• Будет чистенькая дочка!
• В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра "Кукла заболела"
• Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
• Оборудование: кукла, носовые платки.
• Ход игры : взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:
• Маша заболела, трудно ей дышать,
• Мы платочком будем носик вытирать!
• Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Занятие "Носики-курносики"
• Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
• Оборудование: индивидуальные носовые платки.
• Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
• Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана,
• Будем нос им вытирать (показывает действие с платком,
• Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
• (убирает платок в карман).
• Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платочком.
Игра "Оденем нашу куколку"
• Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
• Оборудование: кукла, кукольная одежда.
• Ход игры : взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
Занятие "Оденемся на прогулку"
• Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
• Оборудование: одежда ребенка.
• Ход занятия: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
Игра "Найди пару"
• Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
• Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.
• Ход игры : взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т. д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т. д.
• Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.
Игра "Оденем кукол"
• Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.
• Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки, коляски.
• Ход игры : взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.
• Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске
Игра "Обед у кукол"
.
• Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
• Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
• Ход игры : взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
Занятие "Убери со стола"
• Цель: формировать самостоятельные действия : убирать посуду со стола, сметать крошки.
• Оборудование: посуда, щетка, совочек.
• Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"
• Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
•
• Занятие "Подготовь постель ко сну"
• Цель: формировать у детей самостоятельные действия : учить ребенка расстилать свою постель.
• Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.
• Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.