МААМ-картинки

Трудовое воспитание как основа формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Динара Иксанова
Трудовое воспитание как основа формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо отметить, что дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе.

Публикация «Трудовое воспитание как основа формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах

С. Л. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д.

А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются жизненно важные качества личности.

Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания. На основе классификации Ю. К. Бабанского,

В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой можно выделить две группы задач:

– помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

– развитие личности ребенка в труде.

Таблица 1

Классификация задач трудового воспитания

Ю. К. Бабанский В. И. Логинова В. Г. Нечаева

воспитание отношения к труду формирование отношения к труду формирование трудовых навыков и умений

воспитание отношения к людям труда воспитание потребности трудиться воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия

формирование потребности трудиться усвоения трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда воспитание нравственно-волевых качеств личности

подготовка к выбору профессии овладение навыками трудовой деятельности, воспитание отношения к труду взрослых

Главная задача трудового воспитания в раннем возрасте – формирование правильного отношение детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для ребенка социально значимыми сами предметные действия и требует нового уровня овладения предметными и орудийными действиями.

Овладевая первоначальными трудовыми навыками, ребенок приобретает не только опыт предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт. У него возникают самые первые реальные мотивы поведения. Поначалу они в значительной мере ориентированы самого на себя («делаю для себя»). В дальнейшем он стремится к тому, чтобы «доставить удовольствие» и заслужить похвалу других – взрослых и сверстников.

Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не простым делом для детей раннего возраста. Уже самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должны овладеть дети. Для ребенка здесь может возникнуть два затруднения : в определении и усвоении последовательности операций и в овладении каждой из них. В данном случае ребенок уже не может остаться на уровне понимания функционального назначения предметов или приблизительного состава действия. Он должен овладеть как структурой действия, так каждой составляющей его операцией. Таким образом, возникновение трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и его логической последовательности.

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. У детей дошкольного возраста трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности. Воспитание навыков самообслуживания является начальным звеном в воспитании личности человека.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности :

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

носовым платком;

полотенцем;

горшком;

расчёской;

салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи :

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Гигиенические навыки :

1. Умение различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти,

2. Знание предметов санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце).

3. Формирование и закрепление правил проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце.

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

В формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение режим дня. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Навык, ставший потребностью – это привычка. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

Итак, формирование навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка.

Публикации по теме:

Формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными нарушениями Воспитатель: Островская В. П. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными.

Консультация «Формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Консультация «Формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Важной составной частью культуры поведения человека, являются культурно-гигиенические навыки. С самого раннего возраста необходимо прививать.

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет Консультация для родителей «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

«Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста». Консультация для родителей На третьем году жизни интенсивно развивается самостоятельность ребенка. Это очень важный период в жизни каждого малыша, так как затруднения.

Игровая деятельность как средство формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста в условиях ДОУ Развитие трудовой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях происходит при организации различных режимных моментах, на прогулках,.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Уважаемые родители! Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические.

Консультация «Игры для успешного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2–3 лет» У ребенка 3-его года жизни должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания В детском саду ребенок, который.

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Воспитатель: Муравьева Е. Ю. С года до трех малыш переживает особенно.

Опыт работы с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста Опыт работы с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста 1. Родительское собрание – практикум на тему.

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Развитие у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание как основа формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Опубликовано: 24 октября 2019 в 20:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое воспитание как основа формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Динара Иксанова (УИ 350270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД