Ольга КУРНОСИКОВА
Особенности формирования навыка самообслуживания у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными нарушениями, что составляет примерно 5% от всей детской популяции. Количество детей с умственной отсталостью составляет примерно 2,5%. Дети с глубокой умственной отсталостью составляют 20 – 25% от всей численности детей с умственной отсталостью.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В процессе обучения и воспитания детей выявлено недоразвитие или несформированность бытовых и санитарно – гигиенических умений и навыков. Значительное место в общей системе работы с детьми занимает обучение их бытовому труду.
Ребёнок обязательно должен владеть некоторыми умениями и навыками самообслуживания, иметь определённые обязанности, выполнять те или иные поручения. Например, уметь пользоваться зубной щеткой, расческой, уметь заправлять кровать, убирать свою комнату и т. д. Обязанности эти следует периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать некоторую способность к переключению в деятельности. Главное в работе с детьми с глубокой умственной отсталостью – практическая направленность всех занятий. Развитие ребёнка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идёт на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно.
Практика работы с детьми, страдающими нарушением интеллекта, показывает, что им доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. В младшем возрасте их следует научить подметать пол, вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду. В старшем возрасте они в состоянии овладеть мытьём полов, стиркой и глажением мелкого белья и т. д.
Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократно показывать всё, что они должны сделать, объясняя задания понятными, простыми словами. Одни и те же слова и фразы надо употреблять ребёнку постоянно. Ребёнку легче будет их усвоить. Иногда может оказаться, что ребёнок ещё не готов к выполнению данной работы, тогда на время от неё следует отказаться. Позднее можно попробовать снова обучить ребёнка тому, что раньше он не мог усвоить. При обучении этой категории детей следует по возможности полнее использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослыми те или иные действия, ребёнок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно. Ещё раз подчеркнё м: нельзя упускать из виду крупицы положительного отношения к заданию – даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребёнка следует отметить и положительно оценить.
При организации педагогической деятельности с детьми с глубокой умственной отсталостью начинать коррекционную работу надо как можно раньше. Если этого не случилось в дошкольном или младшем школьном возрасте, а лишь в подростковом, то коррекцию необходимо проводить по тем же этапам и в той же последовательности, что и с дошкольниками. При работе с подростками возникают трудности диагностических исследований для составления индивидуальной программы реабилитации, так как возникает наслоение несформированных одних социально-бытовых навыков на другие. Вместе с этим наблюдается скачкообразное развитие основных умений и навыков самообслуживания. Для правильной организации обучения глубоко умственно отсталого подростка навыкам самообслуживания необходимо изучить некоторую терминологию.
В «Педагогическом словаре академии педагогических наук РСФСР» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включая гигиенический уход за собой, за своей одеждой, вещами и жилищем, а также приготовление пищи, мелкий ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей.
В «Дефектологическом словаре» под ред. Власовой Т. А.
Самообслуживание рассматривается как первоначальная ступень трудового воспитания и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места. В условиях специального дома – интерната самообслуживание предполагает дежурство по уборке спальных комнат, коридоров, столовой. Ребёнка необходимо не только научить правильно и качественно выполнять свои действия, но выработать у него привычку к самообслуживанию.
Система работы по формированию навыков самообслуживания умственно отсталого ребёнка строится с учётом всех его особенностей. Многочисленные исследования доказывают, что для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных процессов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники с нормальным развитием, испытывают потребность в познании. Данные исследования показали, что у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психологических функций. В результате эти дети получают неполные представления об окружающем, их бытовой опыт крайне беден.
Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития.
Необходимо учить ребё нка ставить долгосрочные и краткосрочные цели и задачи: например, научить ребёнка оправлять естественную нужду. Краткосрочные цели: научить ребёнка терпеть и знать, что ему нужно проситься на горшок, научиться самостоятельно идти в туалет, снимать одежду, справлять нужду, вытираться, одеваться и, если необходимо, убирать за собой. Особое внимание следует обратить на самостоятельность в элементарных хозяйственно – бытовых делах. Это снижает зависимость «особого» ребёнка от окружающих, помогает работать на закрепление уверенности в нем в собственных силах.
У детей с нарушением интеллектуального развития возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков : гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными. Формируя у «особого» ребёнка социальные навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Он должен знать, как и для чего выполняются те или иные действия.
В условиях детского дома-интерната, где ребёнок не имеет возможности ежедневно наблюдать за бытовыми манипуляциями родителей по освоению хозяйственно – бытовых запросов, важно, чтобы навыки самообслуживания формировались под контролем педагога, пусть даже и косвенным. Нет необходимости постоянно следить за всеми действиями воспитанника. Важно, чтобы правильность выполнения некоторых несложных действий была контролируема. Например, если ребёнок получает задание полить цветы или привести в порядок своё рабочее место, то нет необходимости стоять у него за спиной, но проследить этапность или поправить его действия словесно очень важно. На коррекционно-развивающих занятиях желательно на очевидных примерах показать, как пользуются расческой, щеткой для одежды и обуви, веником и тряпкой для вытирания пыли, как можно сервировать стол к обеду, застёгивать пуговицы или шнуровать обувь. Хорошо, когда на занятиях используется наглядность. Например, при знакомстве с профессиями на занятиях по ознакомлению с окружающим, можно познакомить воспитанников с особенностями труда на улице и в помещении, в различных климатических условиях, рассмотрев при этом тип одежды, оборудование, возможности человека при изменении климатических условий.
Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребёнком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и последовательности действий.
Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях. В процессе занятий по труду дети учатся действовать по образцу, по словесной инструкции. Например, «Посмотрите, как аккуратно Миша поливает цветы» или «Андрей очень хорошо застилает постель. Попробуй сделать также».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Самообслуживание является основой для выработки трудовых навыков, приобретению ими элементарных знаний по гигиене и санитарии. Позволяет удовлетворить свои простые потребности, что препятствует распространению в детском учреждении различных инфекций.
Без специального обучения предметная деятельность становится у детей с нарушением психофизического развития тормозящей его дальнейшее развитие. Поэтому, обучение предметным действиям и её формирование является необходимой составляющей в коррекционной работе.