Наталья Писарева
Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности старшего дошкольника с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности старшего дошкольника с задержкой психического развития
Выполнила: Писарева Н. А. -учитель-дефектолог
МДОУ «Д/с № 155 к. в.» г. Магнитогорска
На сегодняшний день наше общество достигло неоспоримых высот в научно-технической сфере. Однако в нравственной и духовной сфере наблюдается снижение уровня развития, что вызывает беспокойство у специалистов разных профилей, поскольку сохранение существующих тенденций грозит гибельными последствиями.
Публикация «Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности старшего дошкольника с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В процессе развития детей, ценностные ориентиры стремительно отходят на второй план. Родители, при воспитании подрастающего поколения, делают акцент на интеллектуальное развитие, забывая о важности и значимости духовно-нравственной составляющей развития.
Дошкольное детство – фактически первоначальный период складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. В дошкольные годы устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство субъекта – единство личности.
В связи с изменением условий развития ребенка - дошкольника от условий предыдущего возрастного этапа, значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Это касается и детей с различными отклонениями от нормы развития, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР). Замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами отрицательно сказывается на развитии ребенка в целом, в том числе и на нравственной сфере.
Характеризуя нравственную сферу старших дошкольников с ЗПР, можно выделить следующее.
1. Старшие дошкольники с задержкой психического развития судят о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста.
2. У старших дошкольников с задержкой психического развития отмечается несформированность чувства ответственности, долга и самоконтроля.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в целом недостаточно сформирована нравственная сфера, она находится на более низком уровне развития, чем у их сверстников с нормой развития.
Духовно-творческий потенциал личности старшего дошкольника, в том числе и с задержкой психического развития, можно рассматривать как процесс приобщения человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации, поиску истины, добра и красоты.
Духовно-творческое воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Используя новые возможности дошкольного воспитания и обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний детей, педагоги ДОУ стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагоги не упускают из виду отдельных дошкольников. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагоги стремятся развивать и совершенствовать их. Свои усилия они координируют с родителями и таким путем не только решают задачи, стоящие перед начальной ступенью обучения, но и подготавливают условия для дальнейшего нравственного воспитания детей.
Содержание духовно-творческого воспитания включает широкий круг нравственных качеств, каждое из которых имеет свои особенности. Эти особенности нельзя не учитывать в организации воспитательной работы.
Воспитание духовно-творческого потенциала личности включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, т. е. когнитивной сфере, дошкольники овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. В сфере морально ценных переживаний складывается морально ценное и морально одобряемое отношение к другим людям. Формируются гуманистические, альтруистические чувства и отношения, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для духовно-творческого развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда человек оказывается в ситуации морального выбора, когда он сам решает, как поступить.
В формировании нравственной культуры дошкольников большое значение имеет оценка его поведения взрослыми. Оценивая поступки дошкольника, взрослые с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.
Формирование духовно-творческого потенциала личности осуществляется во всех звеньях воспитательной работы с детьми, на занятиях, в процессе обучения, эстетического и физического воспитания. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания.
Воспитание дружеских отношений является одной из составляющих воспитания духовно-творческого потенциала личности. Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому.
Другой составляющей духовно-творческого воспитания является воспитание у дошкольников гуманизма. Содержание обучения дает детям богатый материал для усвоения правильных представлений о сущности гуманизма. Тексты учебников для дошкольников подобраны так, чтобы дать представление о характере взаимоотношений между людьми, часто в них осуждаются бездушие, бессердечность, жестокость.
Один из компонентов духовно-творческого воспитания составляет патриотизм. Патриотизм является духовно-нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Духовно-творческое воспитание не всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении.
Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и формированию духовно-творческого потенциала личности старшего дошкольника с задержкой психического развития. Детский сад не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, различных жизненных условий. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Следует отметить, что духовно-творческое воспитание наряду со своей главной целью берет на себя функции эмоционального, эстетического, гражданственного и общественного воспитания.
Литература
1. Бениаминова М. В. Воспитание детей / М. В. Бениаминова. - М. : Просвещение, 1981.
2. Венгер Л. А., Мухина, В. С. Психология; Учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988.
3. Венгер Л. А., Мухина, В. С. Психология; Учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988.
4. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова,- М. : Просвещение, 1989.
5. Кузина А. С. Развитие нравственной сферы личности старших дошкольников с задержкой психического развития // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2014.
6. https://www.bestreferat.ru/referat-136240.html