Марина Котова
Особая роль детства в развитии музыкальной восприимчивости человека, его музыкальных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
«За музыкою только дело.
И так, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело».
Поль Верлен. (Перевод Бориса Пастернака).
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека, уже в первые годы его жизни занимает большое место в его общем культурном развитии.
Публикация «Особая роль детства в развитии музыкальной восприимчивости человека, его музыкальных способностей» размещена в разделах
Как же приобщить ребёнка к музыкальному искусству, пробудить у дошкольника стремление к нему и потребность в восприятии музыки?
Закономерности приобщения ребёнка к музыкальной культуре, развитие музыкальных способностей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) изучает такая педагогическая наука, как методика музыкального воспитания.
Предмет теории и методики музыкального воспитания детей в своей основе опирается на музыку как вид искусства, к которой педагогика подходит с позиций эстетики.
Предметом теории и методики музыкального воспитания детей является изучение вопроса о целенаправленном управлении процессом музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка. А также изучение характера взаимосвязей между музыкальным воспитанием, обучением и развитием.
Содержанием предмета являются вокальные и инструментальные произведения, используемые как для слушания, так и для детского исполнения, а также система педагогических воздействий на ребёнка, позволяющих посредством музыки расширять границы его личности.
В предмет изучения также входят переживания детей, возникающие при активном контакте с музыкальным искусством. [3;с. 21]
Какова же роль музыкального искусства в нашей жизни?
Музыка изначально живёт в человеке, ибо биологические ритмы, само дыхание и биение сердца, первые звуки, которые произносит ребёнок, нежный голос матери – музыка. Нет народа, которому были бы чужды ритмы, мелодичность, музыкальность.
Лишить ребёнка музыки невозможно. Музыка окружает его. Сила музыки – в её сходстве с интонациями человеческой речи, ведь интонациями голоса человек передаёт состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Таким образом, каждое музыкальное произведение, по словам В. Г. Ражникова, имеет некоторую «чувственную программу», разворачивающуюся во времени.
Связь музыки с человеком носит некий «интимный» характер, ибо у разных людей одна и та же музыка вызывает разные зрительные представления, ассоциации, чувства. Оскар Уайльд сказал, что искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Что ж, конечно же он прав. Музыка помогает нам понять самих себя, являясь проекцией наших чувств, эмоций, внутренних состояний. Однако всегда ли с должным вниманием человек относится к музыкальной культуре в течение своей жизни? Далеко не все обнаруживают стремление соприкоснуться с шедеврами музыкального искусства, довольствуясь примитивными, общедоступными мелодиями. В чём же причина? Возможно, она кроется в уровне музыкальной культуры семьи, в которой воспитывался человек. В его раннем музыкальном опыте далёкого детства. Ибо музыкальная культура прививается с раннего детства, рождая потребность общения с великим и прекрасным.
Малыш любит слушать. Природа предусмотрительно лишила его возможности постигнуть грамоту прежде, чем он научится слушать и говорить.
Ребёнок начинает воспроизводить мелодию в то же время, когда овладевает фразовой речью – к 2-м годам. Речь и музыка, проникая в психическую сферу через чуткое ухо, развивает ребёнка, и малыш не только смотрит во все глаза, но и слушает во все уши.
До 5-ти с половиной лет доминирует правое, творческое полушарие. Время первых музыкальных впечатлений совпадает со временем овладения речью. И мы вводим ребёнка в мир музыки с самого раннего детства. И малыш отзывается на музыку, познаёт радость слияния с ней, в его внутренний мир проникает гармония и красота.
В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает музыкальный опыт, который будет иметь огромное значение в его дальнейшей деятельности, даже не связанной с музыкой. Способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результат усвоения детьми обобщённых способов музыкальной деятельности, объединены в комплекс, называемый музыкальностью.
Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Академик Б. В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних хорошую музыкальную память, у других – отзывчивость на музыку, у третьих – наличие абсолютного слуха, сопровождающееся неотчётливостью восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у иных неразвитый музыкальный слух сочетается с глубоким и серьёзным интересом к музыке.
Основная задача музыкального воспитания в детском саду – это не ранняя профессиональная подготовка, а постепенное вхождение в этот непонятный, привлекательно звучащий мир, что обогащает личность ребёнка.
Мы видим, какое огромное значение в жизни человека имеет его соприкосновение с миром музыки в раннем детстве. Ибо, как сказал В. А. Сухомлинский, - «…Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти». И, конечно же, в первую очередь, здесь многое зависит от родителей, ибо им выпадает счастье быть первыми проводниками ребёнка в мир прекрасного. Родители вводят ребёнка в мир музыки, приобщают к культуре и искусству также через книги, рисование и восприятие живописи. Но надо помнить, что родители, да и воспитатели тоже, способны передать детям лишь то, что имеют сами, а наш внутренний духовный потенциал зависит от нас самих.
Литература:
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М. : просвещение, 1983 – 225 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д. : Издательство Феникс, 1988 – 480 с.
3. Зимина А. И. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя, 1993 – 286 с.
4. Петрушин В. И. Музыкальная психология : Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. : Гуманитарный издательский центр Владос, - 1997 – 384 с.
5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1996 – 336 с.
6. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. П. Венгера. – М. : Педагогика, 1988 – 136 с. : ил.