Пирожкова Ольга Ивановна
Основные приемы, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для развития умственно отсталых детей и коррекции их недостатков имеет применение адекватных методов и приемов в работе с ними. Необходимыми условиями для проведения дальнейшей успешной работы являются :
• Установление эмоционального контакта с ребенком (у некоторых детей возможно изначально положительные отношения со взрослым, но у большинства отмечается полное или частичное отсутствие продуктивного взаимодействия, которое в подавляющем количестве после адаптационного периода стабилизируется в положительную сторону)
• Применение наглядного материала.
Публикация «Основные приемы, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии» размещена в разделах
Для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии наличие наглядных средств практически в любом виде деятельности, будь то индивидуальные или подгрупповые занятия специалистов, обучение и воспитание в обучающей среде группы, овладение ли навыками социально- бытового ориентирования – является важнейшим компонентом коррекционно- развивающей работы. Средства наглядности должны быть в достаточном количестве, соответствовать по назначению и признакам, лексическим темам занятий, проводимых в группе. Для этого используются яркие, красочные предметы, муляжи, могут быть заводные, шумовые игрушки со звуком- они являются прекрасным средством развития детей. Обязательно нужно дать определенное время ребенку обследовать предлагаемые предметы самостоятельно: потрогать, позвенеть, постучать. Педагог также предлагает ребенку осуществить действия по обследованию предмета, используя помощь взрослого. Наравне с яркими предметами, игрушками используются предметные и сюжетные картины с четким, ярким изображением, понятным и доступным ребенку. Дети соотносят предмет с изображением на картинке, называют его или самостоятельно или с помощью педагога. Для усвоения ребенком материала необходимо многократное повторение, сочетанное с показом.
• Применение вербальных и невербальных средств общения.
На занятиях с умственно отсталыми детьми педагоги используют как вербальные, так и невербальные средства преподнесения материала, иногда применяется их чередование в процессе занятия. У большинства детей наблюдается или полное отсутствие речи или низкий уровень ее развития. В процессе занятия педагог тщательно, детально объясняет задание наглядно-действенным способом, сопровождая показ словесным объяснением, комментарием. Применяется совместное проговаривание с ребенком, также используется одинаковый или похожий материал, но преподносится разными способами, учитывая возрастные и интеллектуальные особенности ребенка, а также уровень речевого развития. Отсюда возникает выбор вербального или невербального способа общения.
• Применение художественного слова.
На занятиях педагоги используют для работы с детьми такие сказки как «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие простые русские народные сказки. Педагог применяет данный метод, стараясь создать у детей эмоциональное отношение к игре, положительный настрой к театрализованной деятельности, появление на занятии игрушки сказочного героя обычно также ярко воспринимается детьми. Педагог старается вовлекать в процесс всех детей группы, предлагает им проявить самостоятельность в выборе роли, формирует целенаправленные действия по показу и словесной инструкции взрослого. Огромную роль играет применение наглядных средств (картинки с изображениями по сказке, ряжение.)
Весь процесс обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями специфичен по содержанию и методам и осуществляется с учетом особенностей познавательной деятельности и личностного развития детей, а также коррекционно- компенсаторной направленности психолого-педагогического воздействия.