МААМ-картинки

Основные направления коррекционной работы с детьми с РАС

Светлана Сергеевна Захарова
Основные направления коррекционной работы с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с расстройством аутистического спектра. Основные направления коррекционной работы.

Аути зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Аутизм до сих пор до конца не изучен.

Публикация «Основные направления коррекционной работы с детьми с РАС» размещена в разделах

К сожалению, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

Итак, кто же такие дети-аутисты?

В чем их особенность?

Как с ними работать?

Описание заболевания:

Аутизм — клинический синдром, впервые описанный

Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются :

1. Врожденная неспособность ребенка к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;

2. Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем)поэтому они так трудно адаптируются к новым условиям. Девочки близняшки до сих пор поют по утрам, да и остальным еще трудновато.

3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);(девочки грызут все подрят, все тянут в рот, некоторые замыкаются в себе).

4. Особая характерная задержка в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития;(Арсений развит интеллектуально, и где-то даже по своему возрасту, но речь подводит, очень трудно разобрать что он говорит, особенно когда кричит)

5. Раннее проявление.

Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 (международная классификация болезней) под шифром F84.0 — «Детский аутизм».

Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Основные клинические симптомы РАС:

• Раннее начало заболевания;

• Нарушение контакта с матерью;

• Характерное аутистическое поведение;

• Наличие стереотипий;

• Неравномерное созревание всех функциональных сфер;

• Особенности становления речи.

Для определения аутизма, требуется наличие характерной триады симптомов (Лоры Винг)

• недостаток социальных взаимодействий;

• нарушенная взаимная коммуникация;

• ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения

Существует известная классификация аутизма (Никольская О. С.) :

Первая группа – полная отрешенность от происходящего;

Вторая группа – активное отвержение;

Третья группа – захваченность аутистическими интересами;

Четвертая группа – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Причины РАС:

Почему так много детей рождается заключенными в своей душе?

Однозначного ответа на этот вопрос не дает никто. Как и на другой: излечим ли аутизм?

В начале 50-х годов возникла гипотеза о психогенном происхождении отклонения, но она не получила подтверждения

В настоящее время большинство авторов полагают, что РАС является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы

РАС может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза

• Генетические недостатки

• Беременность протекает с определенными нарушениями

• Сложные роды

• Ухудшение природных условий среды

• Иммунологические болезни

• Заболевание кишечника

Причин аутизма ищут во всем. Сторонники нового поколения приписывают, детям - аутистам, фантастическую версию – носители 5-й группы крови.

Среди многих тайн, которые беспокоят исследователей аутизма, есть одна: Почему расстройство затрагивает мальчиков в четыре раза чаще, чем девочек?

Давно известно, что аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, а не у девочек.

«Девочки более устойчивы к мутациям развития нервной системы, чем мальчики – вот что на самом деле показывает наше исследование, - сказал Себастьян Жакмон из клиники университета Лозанны (Швейцария). – Чтобы у девочки развился аутизм или любое другое расстройство нервно-психического развития, нужны более серьезные мутации».

В то же время многие эксперты выражали мнение, что аутизм у девочек проходит гораздо тяжелее. Всего на четырех мальчиков приходится примерно одна девочка с аутизмом. Среди пациентов с аутизмом и нормальным уровнем интеллекта число мальчиков превышает число девочек в 10 раз и больше. Взаимосвязь прививок и развития аутизма – не доказана!

Специфика построения коррекционной работы

1 Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. (Если наши дети не хотят заниматься, ни просьбы, ни настойчивость не поможет, а может даже и навредить) Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом. Наблюдать, прислушиваться, заинтересовывать.

2 На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания. Похвала, поглаживание по голове, объятия в знак радости от того, что ребенок сделал что-то правильно. Наблюдая за такими детьми мы пришли к выводу, что им приятна похвала, более того, она нужна им, они понимают что это для них. Девченки, какие они сложные и то улыбаться начинают.

В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.

Важна совместная деятельность: педагог рисует одно, ребенок заканчивает, или наоборот. Поэтому с такими детьми удобнее заниматься индивидуально. Также в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.

В принципах, как видно прослеживается совместная деятельность педагога, специалистов, родителей.

Арттерапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми. В работе с аутичными детьми арт терапия как и любые другие технологии ставит своей задачей формирование контакта и коммуникации между специалистом (психологом, педагогом) и ребенком, а также между детьми подгруппы. Арттерапия помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность. В работе снашими детьми мы используем различные методики нетрадиционной техники рисования:

Очень им нравится рисовать. Краски без присмотра оставлять нельзя, иначе диванчики, столы, пол, да и сам ребенок весь будет в краске, очень нравится это занятие девочкам и Данилу Масяркину.

Куклотерапия. В работе с особыми детьми используется и куклотерапия. Лучше, чем обычные куклы, используются на занятиях с аутичными детьми мягкие куклы – рукавички. Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей.

Недавно была приобретена ростовая кукла-гусь. Дети смотрели на нее открыв рот, Обязательно надо потрогать пощупать.

Куклотерапия помогает формировать важные социоэмоциональные навыки. Взрослый с помощью куклы решает множество задач: Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении. Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности. Активизирует безынициативных детей. Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность у детей. Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей. Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа.

Музыкальная и танцевальная терапия. Любому специалисту, работающему с аутичным ребенком музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему. Она способна заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта. Можно часто использовать детские песни в ходе занятий. Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.

Поэтому когда Лариса Викторовна приходит к нам, здоровается она с помощью музыкальных иснтрументов, отбивая такт. Правда музыка не всем нравится, это опять индивидуально. Арсений просит не включать музыку или детские песни, начинает громко выражать свое недовольство. Девченки же, напротив успокаиваются под музыку. Им и Данилу Сычеву очень уж нравятся песни из мультфильма Маша и медведь.

Логопедическая работа. Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы. Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков занимает игротерапия. Многие понятия дети усваивают на написанных на карточках словах. А некоторые аутичные дети общаются с опорой на карточки. Но об этом лучше знает Наталья Леонидовна –наш логопед и диффектолог.

Игротерапия способствует

1. - Установление контакта;

2. -формирует Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка;

3. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми подгруппы (2-3 человека);

4. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми группы;

5. – Формированию учебных навыков;

6. – Формированию речевых навыков;

7. – Формированию коммуникативных навыков;

8. – с помощью игротерапии происходит Развитие эмоциональной сферы;

9. – Формирование социоэмоциональных навыков

10 Формирование правильного поведения

Сборно-разборные игрушки Пирамидки, чашечки, матрешки, логические кубы, пазлы способствуют опосредованному контакту и взаимодействию с ребенком, а в дальнейшем формированию речевых и коммуникативных навыков. Кстати, такие игрушки нравятся нашим деткам, не всегда используются по назначению. Особенно Данил Масяркин и Арсений Константинов любит эти логические кубы.

Игры на формирование навыка сотрудничества Взрослый дает 2-м детям разрезные картинки и с задором говорит: «Раз, два, три - картинку собери». Дети с аутизмом тяжело переживают ситуации неудачи и проигрыша. Взрослому важно корригировать поведение детей в этих ситуациях: «В прошлый раз ты собрал первым, а в этот раз - Витя…»

Игры на формирование навыка соблюдения очередности. Навык соблюдения очередности очень важен, т. к. без этого навыка не формируется способность к диалогу. Игры с кубиками при выстраивании башни: «Твой кубик, мой кубик». Игры с мозаикой при выкладывании дорожки: «Моя мозаика, твоя мозаика». Игры с толканием мяча или машинки. Игры в домино с более продвинутыми детьми : «Моя очередь, твоя очередь». Игры с музыкальными инструментами в музыкальном зале. «Сначала звучат погремушки, потом ложки, потом бубен и т. п» Игры с музыкальными инструментами в музыкальном зале.

Игры на растормаживание эмоциональной сферы «Догоню, догоню» «Убегу, убегу». Взрослый делает возле головы «рожки» и бежит за ребенком: «Напугаю, напугаю», «Забодаю, забодаю». Взрослый берет ребенка за пояс, поднимает и кружит его со словами: «Полетели, покружили».

Игры на формирование речевых навыков Пальчиковые игры; Дидактические игры в лото; Игры с картинками, кубиками: «Найди», «Покажи», «Назови», «Собери». Игры с мячом, в ходе которых, взрослый катит ребенку мяч со словом, например : «Кукла», ребенок должен откатить мяч с обобщающим словом «Игрушка» и т. п.

Игры на формирование диалоговых и коммуникативных навыков Доскажи словечко В предложении: «Летом жарко, а зимой…» В предложении: «Летом жарко, а зимой…» В стихотворении: В стихотворении: Би-би-би, - кричит машина, Не могу я без… (бензина). В загадке: В загадке: Захотелось плакать вдруг, Слезы лить заставил … (лук). Договаривание словосочетаний, предложений в тексте литературного произв

Игры с конструктором Плоскостное и объемное конструирование в: Совместном конструировании; В самостоятельном конструировании объектов; В самостоятельном конструировании объектов; В сюжетном конструировании: «Автобус для ребят», «Как я шел в школу»

И напоследок, если вам хочется лучше понять мир ребенка с РАС, его чувства, советую ознакомиться с книгами, которые написали авторы, страдающие аутизмом. А также посмотреть фильмы о людях с РАС.

Книги:

• Темпл Грандин «Отворяя двери надежды».

• Донна Уильямс "Никто. Нигде».

• Ирис Юханссон "Особое детство».

• Лиан Холлидей Уилли "Притворяясь нормальной».

• Стивен Марк Шор "За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера" .

Фильмы:

«Бен Икс»

«Жутко громко и запредельно близко»

«Адам»

«В ауте»

«Человек дождя»

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления коррекционной работы с детьми с РАС
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 08:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления коррекционной работы с детьми с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сергеевна Захарова (УИ 280661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД