Светлана Дьяконова
Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми
Слайд №1
В начале своего выступления хочу кратко остановиться на характеристике речевого развития детей этой категории.
Слайд № 2
Речь отсутствует или наблюдаются её элементы.
Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.
Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи.
Недоступны навыкиязыкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.
Публикация «Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми» размещена в разделах
Не умеют в речи выражать словоформы, пользуются морфемами.
Нет связной речи.
Хочу отметить, что конечно работа с детьми такого уровняне проста, требует правильности выбора методов и приёмов. И по настоящему сталкиваешься с этой проблемой, когда эти дети появляются в наших группах. У меня многолетняя практика работы с детьми имеющими ТНР, но в этой ситуации и мне пришлось задуматься, а как же правильнее организовать всю работу, чтобы устранить эту проблему. Как лучше помочь детям, их родным. Я переворошила кучу логопедической литературы, интернет сайтов касающейся работы с неговорящими детьми. Я ознакомилась с методикой работы с неговорящими детьми Датешидзе Т. А. «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития», Н. В. Новоторцевой «Методика развития речи у неговорящих детей» .В феврале прошлого года вместе с коллегами посетила курсы Т. А Ткаченко, которая как раз таки и освещала эти вопросы. Логопедическая работа с неговорящими детьми, строится поэтапно. По методике Н. В Новоторцевой предполагается 7 этапов коррекционной работы. Мы остановимся сегодня на первых 3-х этапах, т. к они соответствуют 1 и 2 уровню речевого развития. А последующие 4 этапа соответственно 3 уровню с выходом на норму.
Слайд №3
Итак - Первый этап. Цель этого этапа-Развитие понимания обращенной к ребенку речи. Для детей с ОНР (Iур.)
На первых занятиях не требуем от детей речевой активности, выявляем с какими игрушками любят играть, вызываем положительную реакцию на общение с логопедом.
Задачи 1 периода
1. Развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;
Мы предлагаем ребёнку показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого. Показать близких людей по просьбе взрослого. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, подойти, взять).
Слайд №4
Научить понимать вопросы: Кто это? Что это? выясняющие субъект действия: Кто играет? Кто читает? Что лежит?
Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем, выясняющие местонахождение предметов.
Слайд №5
Научить понимать вопрос :Чем?
Слайд №6.
Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).
Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.
Покачай зайку. Прокати машину. Подними карандаш.
Игры
«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».
В процессе знакомства с окружающим миром дети учатся понимать названия предметов, действий, признаков, качеств с которыми они встречаются. Постепенно формируется предметная соотнесённость слова её обобщённое значение.
Слайд №7.
2. Учить предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи
Слайд №8.
Стараемся создать естественные бытовые ситуации в которых мы отрабатываем вопросы «Чем моет?», «Что моет?»(водой, мылом, лицо, руки, «Чем играет?», «На чём играет?»(куклой, мячом, на барабане, дудочке).»Чем ест?», «Что ест?»(ложкой, вилкой, суп, кашу). «Чем режет?», «Что режет?».
Слайд №9.
3. Учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.
Слайд №10.
Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению
Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.
Слайд №11.
Учить узнавать предметы по назначению.
- Покажи, чем будешь есть суп.
- Покажи, чем будешь рисовать.
- Чем будешь чистить зубы?
- Что наденешь, когда пойдешь гулять? - Чем будешь мыть руки? и т. п.
Слайд №12.
-Учим знакомить с временными признаками Когда это бывает? (приметы времен года)
Слайд №13
Проводятся игры типа «Где что лежало?» «Кто поменялся местами?»
«Кого, чего не стало?». Взрослый оречевляет все жестовые реакции ребёнка (Правильно корова поменялась местом с козой
Проводятся игры по соотнесению и сортировке предметов по цвету, форме, величине (большой, маленький средний).
Сразу хочу остановиться на понятиях о цвете.
Слайд №14.
Изучение цвета всегда начинается с красного, затем знакомятся с жёлтым, зелёным и синим цветом. Когда ребёнок усвоит 4 основных цвета можно добавлять дополнительные – оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый, а потом оттеночные- голубой, розовый.
Пример занятия. «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красную машину… Я рисую красную кабину, а ты рисуй красные колёса. Каким цветом ты раскрашиваешь колёса (ребёнок жестами показывает красный карандаш, который у него в руках). Правильно, ты рисуешь красные колёса. А каким цветом я рисую кабину. Правильно, тоже красным цветом. У нас получилась красная машина» Такого же характера подбираются игры для изучения следующих цветов.
Слайд №15.
4. Формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям.
Слайд №16.
Стимулирование выполнения отраженных действий.
- Сделай, как я.
- Покажи, как зайчик прыгает.
- Построй ворота
- Построй башню.
- Спрячь шарик в ладошках.
- Почтовый ящик.
Катание мяча по показу взрослого.
Бросание мяча по показу взрослого. (Белал, брось мяч Ибрагиму. А Ибрагим кати мяч Белалу).
Подражание движениям рук, ног, головы, плеч
Нанизывание колец (4 - 5 крупных) пирамиды.
Сбор матрёшки.
Чудесный мешочек. (Хорошо играть при ознакомлении с формами)
Складывание парных предметов, игрушек. (Найди такую же)
Когда создаётся впечатление, что ребёнок хорошо понимает речь и имеет достаточный пассивный словарь, то выдвигается следующая задача.
Слайд №17.
5. Вызывание любых звукоподражаний. Это очень ответственный момент в логопедической работе- создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому логопеду необходимо создать условия в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять одни и теже звукосочетания неоднократно. Так например по просьбе логопеда ребё нок подражает крикам животных и птиц: «Ам», «Ко – ко»и т. п. Постепенно цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ам-ам-ам», «ко-ко-ко».
Слайд №18.
Игры «Угадай, кто кричит?»(МУ, БЕ, АВ, Мяу, уа, ау).«Громко - тихо».
Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков:а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г
Слайд №19.
И звукоподражаниями (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (игра в мяч научить подражать движениям рук, ног, головы. («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке». Свои действия логопед сопровождает словами, желательно в стихотворной форме. Слайд №20.
В игре весь текст произносится взрослым, дети выполняют действия и подключаются к воспроизведению звукоподражаний. Педагог постоянно фиксирует внимание детей на положении органов артикуляции. Каждое звукоподражание произносится на одном выдохе, после каждого пауза. Произношение каждого звукокомплекса сопровождается соответствующим количеством ударов, хлопков.
Последовательность включения гласных и согласных определяется лёгкостью произношения и анализа кинестетических ощущений. Примерная последовательность:
Слайд №21.
гласные (а,о,у,о);
губные (п,пь,б,бь,м,мь);
переднеязычные ([т], [т'], [д], [д'], [н], [н']);
губно- зубные (ф], [ф'], [в], [в']);
заднеязычние (к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].);
свистящие (с, сь,з, зь, ц);
шипящие (ш, ж);
соноры (л, ль, р,рь).
Слоговые упражнения проводятся с одним звуком на протяжении нескольких занятий, а затем материал включается в другой согласный звук. Далее включаются слоги с контрастными по произношению согласными (ба, па).
Слайд №22.
6. Учить детей выражать желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.
Слайд №23.
Задание 1. Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.
Задание 2. Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.
Задание 3. Назвать слова отраженно и сопряженной с педагогом, сохраняя ударение.
Словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.
На данном уровне развития речи не рекомендуется исправлять звукопроизношение. Но на данном этапе работы желательно, чтобы дети произносили все гласные, кроме звука –ы. И желательно, чтобы согласные
М,п, (б, т (д)не замещались гласными другого места образования, например звуком –к. Все согласные могут оставаться недифференцированными на мягкие и твёрдые, глухие и звонкие. Но уже на этом этапе становления речи следует обратить особое внимание на наличие звука -й. Этот звук может быть легко вызван по подражанию :ой, ай, эй.
Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.
К концу первого этапа работы
Дети должны достичь:
В пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением
Пассивный словарь состоит из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица
Должна появиться потребность подражать слову взрослого.
Слайд №24.
2 этап. Обогащение словарного запаса у детей и его активизация.
Для детей ОНР (I-IIур.)
Задачи 2 этапа
1. расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;
Слайд №25
1. Расширение пассивного словарного запаса
Даются задания на различение количества предметов (много -мало - один).
Различение величины предметов (большой - маленький).
Различение пространственного расположения предметов.
Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.
Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции
а) без предмета:
-иди – стой, беги – иди.
б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка) :
-возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане;
-возьми обруч, подними его над головой, опусти.
Слайд №26.
Задание. Различение формы единственного и множественного числа существительных.
Возьми: шар - шары, мяч – мячи.
Слайд №27.
2. Перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;
Слайд №28.
Называть имена близких людей, предметы или предметные картинки:
- мама, папа,
- лук, дом, дерево, сапоги, самолёт и т п.
Слай д №29.
Задание 2. Договаривание слов (зай - ка, гал-ка, ут -ка и т. п.).
Слайд №30.
Подскажи словечко
- Вова, вымой.
- Ната, вытри.
- Таня, причеши.
Слайд №31.
3. Учить произносить ударный слог в слове.
Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение голосом ударного слога. Последовательность знакомства детей с ударением:
Слайд №32.
1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.
2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.
3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.
4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.
5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.
6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.
7. Трехсложные слова с ударением на последнем слоге: молоко, голова, самолет.
Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог слова, чтобы слово было узнаваемым.
Слайд №33.
4. Учить строить обиходные словосочетания
Задание. Научить детей объединять слова:
а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже. (дай + мяч (шарик, грибок)
б) дай + ложку (Катю, зайку).
Слайд №34.
- дай (хлеба, воды, зайку);
- налей (супу, молока);
Слайд №35.
5. Учить употреблять однословные и двухсловные предложения;
Задание. Употребление предложений типа:
а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.
Слайд №36.
г) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.
Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную деятельность.
Слайд №37.
6. Способствовать проявлению подражательной речевой деятельности без исправления со стороны взрослых.
Слайд №38.
Для осуществления этой задачи эффективно использовать кукольный театр, игры-драматизации, дидактические игры и упражнения.
К концу второго этапа
Дети должны достичь:
Строить синтаксически грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонение глагола ед. ч. + В. п. существительного (кати мяч неси машину)
-Выражать свои желания, употребляя наречия модальности можно (надо, не надо) + инфинитив отдельных глаголов (пить, спать, гулять, есть и пр.).
Усвоить место ударения в заученных словах.
Воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трёхсложных слов.
Звукопроизношение: п, б, м, т, д, н, к, г, х без дифференциации на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленные к деталям сюжетных картин.
Слайд №39.
Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения. Дети ОНР (IIур.)
1 Задача. Научить понимать простые нераспространенные предложения;
Где Саша подмел пол, а где Саша подмела пол?
Слайд №40
Различение глаголов, сходных по звучанию:
Кто купается, а кто катается?
Слайд №41
Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине. Ответы на вопросы Кто что делает. Можно задавать вопросы провоцирующего характера :Вова прыгает на скакалке? Собака лежит?
Слайд №42.
2. Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь
- Покажи большой дом (маленький).
- Где узкая тропинка? (широкая дорога). Кто идёт по узкой тропинке, а кто по широкой.
Ответить на вопрос с опорой на картинку.
- Яблоко какое? Лимон какой?
Слайд №43.
3. Развитие понимания простых глагольных сочетаний и введение их в активную речь
Задание 1. Ответы на вопросы по картинкам.
- Что делают дети?
(собирают грибы, полют грядки, поливают цветы и т. п.)
Слайд №44.
Задание 6. Закончи фразу.
Конь бегает (как).
Собака лает (как).
Мышка пищит (как).
Слайд №45.
4. Учить пониманию и употреблению простых распространенных побудительных предложений
Задание 1. Выполнение поручений, действий по словесной инструкции
-Катя, сними кофту
Женя, расстегни пальто
Коля, сними кофту
Надя, надень шапку
Слайд №46.
Задание 3. Различение противоположных по значению действий:
отнеси - принеси
открои -закрой
найди – спрячь
войди - выйди
вымой – вытри
Слайд №47.
5. Учить пониманию и употреблению простых повествовательных предложений
Задание 1. Ответить на вопросы по картинкам:
- Кто несет ведро?
- Кто шьет юбку?
- Кто строит башню?
Слайд №48.
6. Обучение пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения
Подбери и измени слово.
Картинки:
Ложка, лейка,карандаш,одеяло.
Слова:
а) вытираться, есть, поливать, вязать, резать, укрываться;
б) тарелка с., вода в., коробка с,., подушка с.
Слайд №49.
7. Обучение некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов
Игры типа :
«Назови детёнышей животных»
-«Какой?»
-Уменьшительно- ласкательные формы слов
-Работа с приставочными глаголами.
Итог.
Дети к концу 3 этапа работы
Согласовывают подлежащие и сказуемое в 3-м лице ед. ч. и мн. ч. наст. вр. изъявительного наклонения.
Правильно употребляютнекоторые глаголы в нескольких формах (инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении наст. вр. 3-го лица ед. ч. и мн. ч.).
Усваивают ритмико-слоговой рисунок двухсложных и трёхсложных слов.
Понимают некоторые грамматические формы слов, несложных рассказов, коротких сказок.
Система работы по формированию речи у неговорящих детей предполагает использование разнообразных методов и приемов работы, дидактического наглядного материала, различных видов деятельности и ситуаций естественного общения.
Слайд №50.
Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Основная форма обучения - занятие. По дидактическим целям выделяют такие типы занятий: занятия по сообщению нового материала;
-занятия по закреплению умений и навыков;
- занятия по обобщению и систематизации знаний;
- итоговые, проверочные занятия;
- комбинированные (объединенные).
Слайд №51.
В работе по развитию речи применяются разные группы методов и в основном - в сочетании :
Наглядные
словесные
практические (игра, практические действия, труд).
В процессе проведения занятий с детьми первого уровня последовательно формируется активное отношение ребёнка к языковой действительности. В результате много аспектного воздействия на речевую деятельность дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать начатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность.