Ольга Кутявина
Основная образовательная программа ДОУ. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная программа МБДОУ
"Детский сад № 3 пос. Николаевка"
часть 4-я
Составила: Кутявина Ольга Александровна -
старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка"
1.2. Планируемые результаты усвоения программы.
Публикация «Основная образовательная программа ДОУ, Часть 4» размещена в разделах
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.
Целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте :
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
- Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным воп-росам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности; проявляет ответственность за начатое дело.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается; проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
В соответствии с ФГОС ДО содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет дается по областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках н6епосредственной образовательной деятельности (НОД) но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности детей.
Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня ДОУ
1. Утренний блок с 7.30 до 9.00
Включает в себя:
• игровую деятельность;
• физкультурно-оздоровительную работу;
• совместную деятельность воспитателя с ребенком;
• свободную самостоятельную деятельность детей по интересам.
• взаимодействие с семьёй
2. Дневной блок с 9.00 до 15.30
Включает в себя:
• игровую деятельность;
• непосредственно образовательную деятельность – с 9.00- 11.00;
• физкультурно-оздоровительную работу;
• совместную деятельность воспитателя и специалистов узкой направленности с ребенком (индивидуальная работа);
• свободную самостоятельную деятельность детей по интересам.
3. Вечерний блок с 15.30 до 19.30
Включает в себя:
• игровую деятельность;
• физкультурно-оздоровительную работу;
• совместную деятельность воспитателя и специалистов узкойнаправленности с ребенком (индивидуальная работа);
• взаимодействие с семьёй
• свободную самостоятельную деятельность детей по интересам;
• чтение художественной литературы;
• различные виды детской деятельности по ознакомлению с родным краем.
Формы и методы реализации программы
Младший дошкольный возраст
№ п/п Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Социально-коммуникативное развитие • Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
• Формирование навыков культуры еды
• Этика быта, трудовые поручения
• Формирование навыков культуры общения
• Театрализованные игры
• Сюжетно-ролевые игры • Индивидуальная работа
• Эстетика быта
• Трудовые поручения
• Игры с ряженьем
• Работа в книжном уголке
• Сюжетно-ролевые игры
2. Познавательно-речевое развитие • НОД
• Дидактические игры
• Наблюдения
• Беседы
• Экскурсии по участку
• Исследовательская работа, опыты и экспериментирование • Занимательные и дидактические игры
• Досуги
• Индивидуальная работа
• Чтение художественной литературы
3. Художественно-эстетическое развитие • Занятия по музыкальному воспитанию
• НОД по ИЗО-деятельности
• Эстетика быта
• Экскурсии • Музыкально-художественные досуги
• Индивидуальная работа
4. Физическое развитие и оздоровление • Приём детей на воздухе в тёплое время года
• Утренняя гимнастика
• Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
• Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)
• Физкультминутки на занятиях
• Физкультурные занятия
• Прогулка в двигательной активности • Гимнастика после сна
• Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
• Физкультурные досуги, игры и развлечения
• Самостоятельная двигательная деятельность
• Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
Старший дошкольный возраст
№ п/п Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Социально-коммуникативное развитие • Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
• Формирование навыков культуры еды
• Этика быта, трудовые поручения
• Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям
• Формирование навыков культуры общения
• Театрализованные игры
• Сюжетно-ролевые игры • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе
• Эстетика быта
• Тематические досуги в игровой форме
• Работа в книжном уголке
• Сюжетно-ролевые игры
• Экскурсии за пределы детского сада
2. Познавательно-речевое развитие • НОД познавательного цикла
• Дидактические игры
• Наблюдения
• Беседы
• Экскурсии по участку
• Исследовательская работа, опыты и экспериментирование • Развивающие игры
• Интеллектуальные досуги
• Занятия по интересам
• Индивидуальная работа
• Чтение художественной литературы
• Проектная деятельность
3. Художественно-эстетическое развитие • Занятия по музыкальному воспитанию
• НОД по ИЗО-деятельности
• Эстетика быта
• Экскурсии • Музыкально-художественные досуги
• Индивидуальная работа
• Занятия в художественных кружках
4. Физическое развитие и оздоровление • Приём детей на воздухе в тёплое время года
• Утренняя гимнастика
• Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
• Закаливание в повседневной жизни
• Специальные виды закаливания
• Физкультминутки на занятиях
• Физкультурные занятия
• Прогулка в двигательной активности • Гимнастика после сна
• Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
• Физкультурные досуги, игры и развлечения
• Самостоятельная двигательная деятельность
• Занятия ритмикой
• Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
Количество непосредственно образовательной деятельности в неделю
и ее длительность.
Возрастная
группа Количество непосредственно образовательной деятельности Длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности (мин)
2-3 года 10 10
3-4года 10 15
4-5 лет 10 20
5-6 лет 13 25
6-7 лет 15 30
Общее годовое количество видов образовательной деятельности во всех возрастных группах определено суммарным показателем за исключением времени каникул.