Артемьева Валентина Викторовна
Модульная образовательная программа «Моя малая Родина» с одаренными детьми (Часть 4)
▼ Скачать + Заказать документы
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей.
Виды деятельности детей
Познавательно-исследовательская деятельность: Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?», рассказы детей, рассматривание иллюстраций по теме, с изображением людей разных профессий, машин.
Художественно-эстетическая деятельность: составление творческих рассказов «Кем быть?», загадывание загадок о профессиях, творческое рисование. Побудить детей нарисовать на тему «Кем я буду работать».
Публикация «Модульная образовательная программа „Моя малая Родина“ с одаренными детьми (Часть 4)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Коммуникативная деятельность: совместная постройка «микрорайона», участие детей в роли рабочих различных профессий.
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Строители»
Продукт: выставка результатов совместной работы.
Модуль VI «Нам есть, у кого учиться, Родиной гордиться»
Тема 1: «Каменцы в Великой Отечественной войне».
Содержание темы: формирование у детей интереса к историческим событиям, гордость за своих земляков, которые приближали Победу в тылу.
Формы, способы, методы
Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная.
Словесный метод: рассказ воспитателя. Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная война». Дополнить представлением о том, что война была для нашей страны освободительной, Каменцы самозабвенно трудились, отдавая все силы, чтобы Родина выстояла в смертельной схватке с фашизмом. С фашистами боролись не только мужчины, но и женщины и дети. Люди помнят тех, кто погиб в борьбе с фашизмом.
В городе есть памятник, где горит вечный огонь. Каждый год
9 Мая люди приходят к этому памятнику, чтобы чтить память погибших в войне.
Наглядный метод: просмотр фотоальбома, иллюстраций и картин, мультимедиа «Вставай, страна огромная».
Игровой метод: дидактическая игра «Подбери военную форму», пазлы «Военная техника»
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей.
Виды деятельности детей
Познавательно-исследовательская деятельность: беседа воспитателя с детьми о событиях Великой Отечественной войны, просмотр фотоальбома, иллюстраций и картин, мультимедиа «Вставай, страна огромная».
Игровая деятельность: настольный театр «Военная техника готовится к параду», дидактическая игра «Подбери военную форму», пазлы «Военная техника».
Продукт: задание в семью – беседа со старшими о Великой Отечественной войне.
Тема 2: «Наши герои в наших сердцах» (Стихи о войне).
Содержание темы: формирование у детей чувство гордости за земляков, эмоционально-ценностное отношения к их героизму и отваге.
Формы, способы, методы
Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная.
Словесный метод: рассказ воспитателя. Отметить, что тех, кто отличался во время боев в Великой Отечественной войне, награждали орденами и медалями, давали звание Героя. Таких людей было очень много. Среди них были и наши земляки. Их именами названы улицы нашего поселка
Наглядный метод: Предложить детям просмотр видеофильма о героях земляках, рассматривание фотоальбома.
Игровой метод: игра-путешествие «По местам боевой Славы».
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей.
Виды деятельности детей
Познавательно-исследовательская деятельность: беседа о героях земляках, просмотр видеофильма о героях земляках, рассматривание фотоальбома «Герои – наши земляки», фотоэкскурсия «По местам боевой славы».
Художественно-эстетическая деятельность: рисование «Открытка к 9 мая».
Коммуникативная деятельность: совместная беседа воспитателя с детьми, просмотр видеофильма, рассматривание фотоальбома, фотоэкскурсия.
Игровая деятельность: игра-путешествие «По местам боевой Славы».
Продукт: выставка открыток, посвященных Дню Победы.
Итоговое занятие
Тема 3: «Путешествие по поселку Каменка».
Содержание темы: повторить с детьми название родного поселка, его основные достопримечательности, знаменитых людей, названия главных улиц и площадей; о том, что поселок – это крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный, культурный центр.
Формы, способы, методы
Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная.
Словесный метод: рассказ воспитателя о поселке Каменка, конкурс чтецов стихотворений о поселке, составление описательных рассказов детьми.
Наглядный метод: виртуальная экскурсия, наблюдения, рассматривание фотографий.
Игровой метод: проводится игра «Путешествие по поселку», где взрослый берет на себя роль экскурсовода. Все едут на автобусе, так как поселок большой (ходьба дробным шагом). Педагог-экскурсовод объявляет остановку, а дети рассматривают фотографию поселка и составляют рассказ об этом месте поселка. Примерный вариант рассказа: педагог – Наш автобус остановился на улице Советской. Что здесь находится? Ребенок отвечает: – Это улица центральная. На этой улице есть разные здания, библиотека, магазины, почта. Путешествие продолжается дальше, пока автобус не проедет все остановки
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей, работа с родителями.
Виды деятельности детей
Познавательно-исследовательская деятельность: рассказ воспитателя о поселке Каменка составление описательных рассказов о поселке.
Художественно-эстетическая деятельность: конкурс чтецов стихотворений о поселке, составление описательных рассказов детьми.
Коммуникативная деятельность: беседа воспитателя с детьми о поселке, конкурс чтецов стихотворений, составление описательных рассказов.
Игровая деятельность: игра «Путешествие по поселку».
Продукт: задание в семью – провести с родителями игру Путешествие по поселку» по настоящему.
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :
• познавательно-исследовательское развитие;
Познавательно-исследовательское развитие направлено на:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы
Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все-таки существует опредёленная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одарённость, сначала к музыке, затем к рисовании, позже – к науке, причём раньше других проявляется одарённость к математике.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: Ребёнок нуждается в деятельности непрестанно
и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и избегать ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть ребёнок пробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создаётся предметная среда, предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр. Все дошкольники рисуют, поют, танцуют, но к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься. Одна из причин состоит в следующем: всякая деятельность требует определённых технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к самостоятельной деятельности. Известный психолог Н. С. Лейтес указал на два важнейших свойства одарённого ребёнка : это активность и саморегуляция. Ребёнок отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивать познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить её цели, регулировать и контролировать своё поведение, а также способность к волевому усилию. Ребёнок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у ребёнка – трудолюбие.
Особенностью самостоятельной художественной деятельности является то, что она возникает по инициативе самих детей, выражает их склонности и интересы. В этом виде деятельности у ребёнка проявляется самостоятельность, инициатива, развиваются творческие способности.
Ребёнок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом различные виды художественной деятельности: музыкально-изобразительную (народные песни, танцы и национальные костюмы, театрализованные игры (народные подвижные игры, поход в музей и в театр, художественно-словесное творчество (народные сказки, выставки работ детей, самостоятельное совместное конструирование (улицы города, парки, стадионы).
Также необходимо развивать стремление детей по своей инициативе самостоятельно рассказывать сказки, рассказы, придумывать их, читать наизусть стихи, рассматривать иллюстрации в книгах, репродукции картин, фотоальбомов и карты Каменки обмениваться впечатлениями, заниматься рисованием, лепкой и т. п. Таким образом, развивается эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость, пластика движений, выразительность речи, художественно-творческие способности.
Наиболее полно инициатива ребёнка проявляется в различных видах игровой деятельности. Воспитатель при этом призван развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр и выполнении правил и норм поведения, организаторские и творческие способности, воспитывать чувство коллективизма.
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Выражение «дети – зеркало семьи» семьи при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности; в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости.
Подражая близким, любимым людям, следуя их урокам жизненной философии, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие – не умеют этого делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Чтобы эффективно выполнить педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребёнка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребёнка.
В воспитании ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности.
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.
В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс.
Наш сад практикует следующие формы работы с родителями :
• оформление наглядного материала по волнующим вопросам педагогики и психологии:
• семейный круглый стол,
• дни и недели открытых дверей,
• создание видеотеки по работе ДОУ,
• оформление фотоальбомов «Моя малая Родина», «Моя семья»
• выставки «Знаменитые улицы Каменки», «Памятники родного поселка»,
• консультации, семинары, практикумы для родителей,
• встречи с интересными людьми поселка;
• анкетирование и тестирование родителей «Знаем ли мы свой поселок»;
• индивидуальные консультации;
• диагностика по группам;
• родительские собрания;
• приобщение родителей к совместной деятельности;
• проведение музыкальных, спортивных, интеллектуальных праздников, досугов с участием родителей «Моя мама – мастерица», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Знаем ли мы свой поселок».
III Организационный раздел
3.1 Описание условий реализации программы
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:
в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. обеспечивает открытость дошкольного образования;
6. создает условия для участия родителей (законных представителей)
в образовательной деятельности.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение:
• иллюстративный материал;
• карта п Каменка;
• картотека народных игр;
• природный материал;
• глобус;
• национальные костюмы;
• различные пособия, демонстрационный материал;
• серии картинок и открыток;
• подборка книг, энциклопедий;
• слайды, видеофильмы;
• магнитофон;
• мультимедиа проектор.
Методические пособия:
• Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, М. : Мозаика-Синтез, 2008.
• С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ под ред. Л. А. Кондрыкинской, М. : Творческий центр, 2003
• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. авт. Е. Ю. Александрова - Волгоград: Учитель,
• Мы живем в России. Н. Г. Зеленова - 2008
• Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Н. Г. Иванова, - ИТД «Корифей»
• Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. Д. Маханева, 2009
3.5 Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды
Музыкальный руководитель:
• разучивание песен и танцев, усиливающих эмоциональное восприятие родного края;
• помощь в проведении праздника;
• подбор музыкальных произведений.
Воспитатель:
• создание в группе условий для патриотического воспитания: развивающая среда, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов;
• выполнение отдельных проектов;
• организация пространства в помещении детского сада: групповые уголки краеведения;
• работа с родителями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном поселке у детей 6-7 лет.
Задание 1. «История поселка Каменка»
Цель: Определить уровень знаний о родном поселке (знать год создания поселка, название, района, домашнего адреса). Называть достопримечательности поселка.
Предварительная работа: ОД, рассматривание иллюстраций.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, улицы.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного поселка»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного поселка.
Материалы: Герб и флаг поселка Каменка.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага поселка Каменка.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего поселка. Может объяснить символику Каменского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых во флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Каменского района; о историко-географическом расположении родного поселка.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. .
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении поселка, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем районе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4 «Личностное отношение к родному поселку».
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в поселке Каменка?
- Что интересного о родном поселке ты запомнил, посещая музей нашего поселка?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном у детей 6-7 лет в сентябре 2017 г.
Фамилия, имя ребёнка
Контрольные задания
История поселка
Символика родного поселка
Историко-географический и природный компоненты родного края
Личностное отношение к родному поселку
Итого:
Уровни сформированности знаний о родном поселке у детей 6-7 лет в мае 2018 г.
Фамилия, имя ребёнка
Контрольные задания
История поселка
Символика родного поселка
Историко-географический и природный компоненты родного края
Личностное отношение к родному гпоселку
Итого:
Высокий уровень (10-12 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного поселка, 4-5 улиц, площадь; знает и узнает флаг, герб поселка Каменка, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (6-10 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб поселка Каменка; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (2-6 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного поселка. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.