Валентина Ховрина
Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения через д/и и упражнения»
ЗАДАЧА:
Формирование у ребенка четких представлений о пространственном расположении частей собственного тела и о направлениях ближайшего пространства.
Направления в работе:
1. Трудности пространственной ориентировки дошкольника с нарушением зрения;
2. Виды ориентировок;
3. Группы игр и упражнений;
Публикация «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
4. Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения.
Группы игр и упражнений
• Игры для развития полисенсорного восприятия пространства
• На микроориентировку
• На ориентировку в пространстве в процессе передвижения
• На ориентировку в пространстве с использованием схем и планов
Ребенок должен уметь:
- отвечать на вопросы о пространственном расположении частей своего тела;
- определять с помощью зрения и осязания пространственные признаки предметов ближайшего окружения;
- свободно ориентироваться в группе, находить и располагать игрушки в указанных местах;
- обращать в процессе ориентировки внимание на информацию о пространстве, поступающие через все сохранные анализаторы;
- показывать основные направления пространства по инструкции взрослого;
- уметь двигаться в указанных направлениях;
- уметь выполнять простейшие предметно-пространственные построения из двух, трех игрушек или предметов;
- уметь ориентироваться в пространстве по картинке-плаОриентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, в общественных местах.
Так как дошкольники имеют различную степень поражения зрения и относятся к разным подкатегориям: слабовидящие, дети с пониженным зрением, то они не могут без помощи взрослых овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Основной задачей обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становления у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже в незнакомом пространстве.
Для реализации данной задачи выделила следующие виды ориентировок (петушок).
Обучение ориентировке в пространстве включила не только в общий воспитательно-образовательный процесс на занятиях, но и в повседневную жизнь детей в детском саду, применяя при этом в своей работе разнообразные виды дидактических игр и упражнений. По всем видам ориентировок сделала картотеку дидактических игр.
Так при ориентировке "на себе" использую дидактическую игру "Возьми ленту в правую, левую руку, впереди себя", "Помаши ребятам правой, (левой рукой)" ленты.
При ориентировке в пространственных признаках игрушек и реальных предметов использую д/и "Узнай предметы на ощупь (мешочек)"
При ориентировке с помощью сохранных анализаторов использую упражнения "Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна)", д/и "Что звучало", "С какой стороны от тебя звучит колокольчик".
При ориентировке в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчёта "от себя" применяю д/и "Расположи колокольчики (вверх, вниз, справа, слева)" д/и "Запасы на зиму", д/и "Гусеница ползёт вниз, вверх", д/и "Направо-налево"
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются.
К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками. Показать направление от себя (и двигаться) вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево. Например игра "Кто скажет правильно". Дидактическая задача : закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить её словами направо, налево, посередине, напротив.
В этой игре дети усваивают пространственные ориентировке в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа-Лисички, другая -Зайцы, а третья-Белочки, садятся на стульчики.
В кругу стульчиков ребёнок, изображающий Мишку. Создав эмоциональную обстановку игры, говорю : "Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут, а вот Зайка и Белочки побежали к нему в гости". Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: "Что за беспорядок!" Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: "Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички- с левой, а Белочки впереди". Когда все встанут, каждая группа громко повторяет где они стоят по отношению к Мишке.
Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят. Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направления.
В д/и "Что изменилось?" дети тоже, незаметно, играя, закрепляют знания о пространственных ориентировках.
Я вместе с детьми оборудую комнату куклы предметами обстановки, которые дети хорошо знают. Все дети сидят перед этой комнатой. Предлагаю внимательно посмотреть,где стоят все предметы, то один из детей выходит за дверь. В это время дети вместе решают и делают перестановку. Вошедший должен узнать и сказать, что изменилось в комнате.
По мере усвоения пространственных ориентировок, овладения правилами игры задачу можно усложнить : т. е. сделать несколько перестановок.
В данное время дорабатываю картотеку д/и и упражнений в средней группе " Развитие ориентировке в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук".
Думаю, что к концу четвё ртого года обучения реализую основную задачу : свободного самостоятельного ориентирования детей в любом, даже незнакомом пространстве.
В работе использую следующую методическую литературу:
1. "Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения" Е. Н Подколзина
2. "Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) Л. И. Плаксина.
3. "Программа воспитания и обучения в детском саду" М. А Васильева, В. В. Гербова, Г. С Комарова.
4, Журналы: "Ребёнок в детском саду", "Воспитание дошкольника"