Светлана Бережная
Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру»
Номинация проекта : дошкольный возраст
Руководитель проекта : Бережная Светлана Павловна
Публикация «Проект „Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Состав и возраст проектной группы : разновозрастная младше-средняя группа
Срок реализации: сентябрь – май.
Типология проекта : информационно-практико-ориентированный.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта : математика
Актуальность: Период дошкольного детства- важный этап в жизни человека, это точка отсчёта при построении психолого-педагогических теорий и инновационных технологий развития, воспитания и обучения дошкольников. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Я остановилась на одной из таких проблем «роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений». Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Цель проекта : организовать работу по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Задачи проекта :
1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
4. Организовать предметно- развивающую среду.
5. Развивать личность ребенка через активное включение в
коллективную игру.
6. Обогатить словарь детей.
7. Развивать образное мышление, умение воспринимать, отображать,
сравнивать.
Этапы: организационно-подготовительный: сентябрь - Изучение специальной литературы.
Проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений.
Создание плана мероприятий.
Включение игровых заданий и дидактических игр в НОД по формированию элементарных математических представлений.
Основной: октябрь – май - Использование дидактических математических игр на занятиях по ФЭМП, в игровой деятельности. Разработка картотеки дидактических игр. Изготовление оборудования для дидактических игр.
Заключительный: май - Проведение контрольного диагностического исследования. Анализ результатов.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап: я предполагаю, что использование дидактических игр в различных видах деятельности будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия, логического мышления, т. е. познавательной деятельности в целом.
В процессе работы над проектом использовались :
Следующие методы исследования:
• изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
• наблюдение за детьми в ходе дидактических игр;
• качественный анализ полученных результатов.
Разнообразные методы обучения:
• практические
• наглядные
• словесные
Приоритетное место отводится практическим методам (дидактическая игра, игровое упражнение).
Реализация проекта построена на следующих принципах:
• учёт возрастных особенностей;
• индивидуальный подход;
В работе над проектом использовались следующие формы реализации
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
• фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
• индивидуально-творческая деятельность,
• творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 детей,
• учебно-игровая деятельность (познавательные игры,
• игровой тренинг.
2. Основной этап:
Очевидно, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. При этом математический материал определяется с учё том возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Основные направления работы:
* разработать картотеку дидактических игр.
* использовать дидактические игры на занятиях по ФЭМП, на прогулках, в свободной деятельности детей;
*организовать развивающую, познавательную, предметно - пространственную среду;
* работа с родителями (консультации).
*проведение настольно-печатных, словесных игр и игр с предметами.
3. Заключительный этап:
В мае было проведено итоговое диагностическое исследование с целью выявления динамики развития игровой деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей данной группы.
4. ОЖИДАЕМЫЕ И ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат:
При успешной реализации поставленной цели планировала получить следующие результаты:
* ребёнок имеет представление о форме, цвете, величине;
* сравнивает, классифицирует, отражает результат в речи;
* ребёнок проявляет познавательную активность;
* ребёнок стремиться к достижению поставленной цели.
Полученный результат:
*Была отмечена большая активность детей на занятиях, дети стали чаще использовать настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
* Дети стали более активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания
В результате включения дидактических игр не только в непосредственно-образовательную деятельность, но и в другие режимные моменты, а также в самостоятельную деятельность воспитанников, я заметила, что дети стали более активны на занятиях, у них стала улучшаться память, мышление, умение рассуждать, думать, умение взаимодействовать с педагогом и другими детьми, проявлять инициативу. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.