Ирина Саяпина
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ № 13
Саяпина Ирина Александровна
2017 г
Пояснительная записка.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
МБДОУ №13 пос. ЦЭС работает по примерной основной образовательной программе «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева.
Используются парциальные программы:
«Юный эколог» С. Н. Николаева, Л. И. Мосягина «Экологическое воспитание», И. А. Лыкова. «Цветные ладошки»
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Инновационное направление работы ДОУ
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Аннотация: Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании. Раскрываются задачи, этапы и виды деятельности экологического воспитания. Особое внимание уделено на виды дидактических игр, подробно описаны способы их применения. В завершении статьи мы приходим к выводу, что дидактическая игра одна из основных видов деятельности для экологического воспитания дошкольников.
Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, дошкольник, дидактическая игра, природный материал, словесные дидактические игры, окружающая среда, природа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом существенна роль родителей и всех родных и близких, кто окружает маленького человечка.
Еще недавно об экологическом воспитании с раннего детства не велись разговоры и обсуждения, не писались статьи. Но сегодня говорится о необходимости начинания экологического воспитания уже в дошкольном возрасте, ведь именно в этом возрасте ребенок начинает отделять себя от окружающей среды, у него развивается ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологической позиции.
Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.
Чем же воспитателей привлекает дидактическая игра? Почему экологическое воспитание посредством дидактических игр считается более эффективным? Многолетней практикой известных авторов - педагогов доказано: дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:
- учебная задача – познавательная;
- игровая задача – занимательная. Дети учатся жизни посредством игры. Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии.
Р. М. Миронова в качестве специфических признаков дидактической игры выделила их преднамеренность, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.
Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике :
- игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, и они охотно соглашаются играть. Сами представьте, семена, листики, камушки, разнообразные цветы, шишечки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др. – кто бы не согласился с ними поиграть! Игры можно проводить и в группе (в экологическом уголке, так же и на прогулках. На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и обогатить экологический уголок новыми предметами. Но нельзя забывать о мерах предосторожности, все - таки детки ведь очень любопытные - они могут природный материал попробовать и на вкус, и спрятать в карман, чтобы маме показать;
- настольные дидактические игры - интересное занятие для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: «лото», «домино», парные картинки». Так же очень занимательный вид игры, кто же откажется взять эти кубики, картиночки в маленькие ручонки и рассмотреть на нем картинку и соотнести его с другим рисунком и сделать это быстрее всех и правильнее!;
- словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для более взрослых дошкольников, в этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны и воспитателя и других деток.
Нельзя забывать и о поощрениях. Они могут иметь так же экологический характер. В конце игры все вместе можно спеть веселую песенку про дождик или время года, или просто прилечь и отдохнуть под шум дождя или скрежет снега…
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие, проводить консультации на темы: «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Лекарственные растения» и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме.
Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Использование дидактических игр осуществляется в три этапа:
На 1-м этапе воспитатель подготавливает дидактическую игру. Отбирает подходящую дидактическую игру, которая соответствует задачам воспитания и обучения, также, не забывая о программных требованиях. Определяет удобное время и место проведения игры, что тоже не маловажно, ведь не всегда и не везде детям захочется играть и подготавливает нужный дидактический материал. Так же необходимо подготовить детей к игре, заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу.
2 этап, соответственно, проведение самой игры и оно включает в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (через показ предметов, картин, проведение краткой беседы, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных явлениях); объяснения хода и правил игры.
На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры, все ли дети были задействованы, какие приемы подготовки и проведения игры были самыми наилучшими, что больше всего детям понравилось - это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.
Необходимо заметить, что взрослый (воспитатель) обязательно должен играть с детьми, чтобы на своем примере показывать как нужно играть, это помогает быстрее овладеть навыками данной игры, ведь ребенку необходимо понять как взаимодействовать. Так же нельзя забывать, что взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного ериода, должен развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постеенно усложняющиеся, способы построения игры.
Чем бы ребенок не занимался в детском саду, во все его игры и занятия заложены определенные цели и задачи, ведь этого требуют образовательные программы дошкольных учреждений. Дошкольник много времени проводит в детском саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно относиться к каждому кусту, цветку, собачке, ко всему живому и неживому… Большая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребенок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. Насколько фантазия воспитателя богата, настолько интереснее и занимательнее будет игра деткам, ведь маленькие детки радуются каждому моменту, каждой мелочи, просто надо найти подход, но ведь воспитатели именно для этого каждую минуту, секунду с детьми. Плоды своих трудов они увидят через годы, ведь не просто так народ говорит: «что посеешь, то и пожнешь».
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Список использованной литературы:
1. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. - Минск: Нарасвета, 1989. - 176 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
3. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004
4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб, 1998
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М., 2002
6. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. - М., 2003
7. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Занятия на прогулке с малышами» С. Н. Теплюк, издательство Мозаика - Синтез Москва 2006 г.
8. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа О. А. Соломенникова. Издательство: Мозаика-Синтез, Москва 2014.
9. Парциальная программа «Экологическое воспитание» Л. И. Мосягина Детство-Пресс, 2016 г
10. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М. :Мозаика - Синтез, 2005-2010.
11. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных
экологических представлений во второй младшей группе детского сада.
— М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
12. Кравченко Н. В. Занятия на прогулке с малышами. - М. : Мозаика-Синтез,
2010.