Наталия Кубанкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить детей с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе.
Задачи:
познакомить детей с представителями моря;
расширять представления об их особенностях;
развивать у детей интерес к живой природе;
развивать у детей дошкольного возраста словарный запас;
развивать мышление, память, внимание.
Материалы:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Картинки с изображениями морских обитателей и растений: морские рыбы, осьминог, черепаха, морской конек, дельфин, медуза, акула, краб, кит, ламинария, морская звезда. Краски, карандаши, фломастеры, бумага, кисти, баночки с водой, диск с записью «Звуки моря».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие, а в какое вы сейчас догадайтесь сами. Отгадайте загадку
Здесь - куда не кинем взор - водный голубой простор.
В нем волна встает стеной белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь. Все смогли его узнать?
(Море)
Правильно, мы отправляемся в путешествие по морю.
Море - это огромное водное пространство, часть океана, которая находится рядом с сушей или внутри нее. В море соленая вода. В морях и океанах живет много интересных животных: киты - самые громадные и нехищные животные Земли, дельфины - умные и добродушные животные, часто помогают тонущим людям, осьминоги, морские звезды и др. В северных морях водятся тюлени, моржи. Во всех морях много разной рыбы, крупных ракообразных и мелких рачков. Растения растут на мелководье или плавают в толще воды. Все животные и растения приспособлены к жизни в воде морей и океанов.
Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах. Давайте вспомним, что мы о них знаем. (ответы детей)
Рыбы — это водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах. У них есть плавники, хвост, который служит им рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.
Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с еще одним жителем моря
Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха
Морская… (Черепаха)
Черепахи - очень древние животные, они живут на земле много лет. За это время они почти не изменили свой внешний вид. Тело этих животных заключено в костный панцирь - говорят, что «носят свой домик на себе». Весит морская черепаха, как маленький легковой автомобиль; питается она водорослями, рыбой, медузами.
Маленькие черепашата вылупляются из яиц.
Черепахи очень хорошо видят, даже различают цвета. У них прекрасный слух, почти как у кошек. Если с черепахой говорить ласково, она вытягивает шею и слушает; если ругать - прячется в панцирь. Очень интересное и загадочное животное.
Воспитатель: Вот еще один житель моря
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг … (морской конек).
Морской конек - это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику – веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей.
Воспитатель: Плывем дальше и видим …
Плавает прозрачный зонтик.
“Обожгу!- грозит. – Не троньте!”
Ручки у нее и пузо.
Как зовут ее? - … (медуза).
Медузы - костей у них нет вообще. Есть желудок и рот, но нет головы, и состоят они почти целиком из воды. Взрослые медузы имеют форму открытого зонтика или колокола. От края тела вниз свисают щупальца. В центре находится рот. Концами щупалец они ловят свою добычу. У медуз есть жало, и жалят медузы очень болезненно. Большинство морских медуз едят рыбу, а иногда даже других медуз. Они бывают синего, оранжевого, розового, желтого, фиолетового цвета. Медузы используют свою колоколообразную форму для движения в воде. Они расширяют тело, а затем смыкают его, отталкивая воду. Большинство медуз плавают медленно. В основном, они перемещаются при попадании в океанские течения.
Воспитатель: Нас встречает следующий обитатель моря
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я… (Осьминог)
Осьминог - это моллюск, у которого восемь ног, щупальца. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. Они позволяют осьминогу хватать и очень крепко держать все, за что он уцепится. Когда осьминог лежит спокойно, его щупальца могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника щупальцами. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг осьминога. Осьминоги умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает
Он клешнями щиплет больно
И кричит: ”С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб”.
Распугал соседей… (краб).
Практически все крабы живут в воде и дышат посредством жабр, так же как рыбы. Некоторые крабы плавают на поверхности моря, другие плавают по дну, а некоторые живут под камнями и на морском побережье. Сверху тело краба защищено панцирем. У краба имеется пара больших клешней, брюшко и четыре пары ног, при помощи которых он ползает, роет песок и почву и иногда плавает.
Воспитатель: А вот еще одна красавица моря
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
Морская звезда – интересное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски звезды втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают звезде передвигаться.
Воспитатель: Плывем дальше и видим …
Он и серый, он и черный
Очень резвый и проворный.
Плавает он и ныряет
И людей порой спасает… (Дельфин)
Дельфины живут стаями, в которых все — родственники, поэтому и взаимопомощь у них развита так хорошо. Они всегда помогают ослабшему дельфину держаться у поверхности, чтобы тот не захлебнулся; известны рассказы о том, как дельфины приходили на помощь тонущим людям. Дельфины плавают кругами и одним глазом всегда наблюдают за тем, чтобы к ним не подкрались хищники. Через определенный отрезок времени они начинают плавать в обратную сторону и наблюдают уже другим глазом.
Воспитатель: Ребята, сейчас нужно быть очень осторожным…
Эта рыба-хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно (акула).
Акула - часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.
Воспитатель: Нас встречает самый большой обитатель морей
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит-
Так живёт на свете (кит).
Кит - это самое большое животное в мире. В сказках про него говорят: "чудо-юдо". Живут киты в море. У китов вместо зубов – усы. Китам необходимо дышать воздухом, поэтому они вынуждены время от времени выплывать на поверхность моря. Когда кит плывет, в море виден фонтанчик воды. Их детеныши появляются на свет в воде; сразу после рождения мать подталкивает их к поверхности, чтобы они сделали первый вздох. Это очень ответственный момент, и родители должны быть крайне внимательны, чтобы не встретиться с хищником.
Воспитатель: А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть. Нам знакома морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.
Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.
Физминутка «Морской мир»
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Наше путешествие подходит к концу, и морские жители попросили вас нарисовать тех, с кем вы сегодня познакомились.
Дети под музыку «Звуки моря» рисуют и составляют композицию обитателей моря.
Итог занятия
Понравилось ли вам занятие? С какими обитателями моря мы познакомились? Что вы узнали нового?