Папки-передвижки

Конспект ОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Великая Волга»

Кулагина Лариса
Конспект ОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Великая Волга»
▼ Скачать + Заказать документы

«Великая Волга».

Задачи:

• Расширять представления детей о реке Волге, как самой крупной и красивой реке в России. Показать величие реки Волги и красоту тех мест, где она протекает.

Познакомить с географической картой реки Волги : где берет начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку, большие города вдоль реки Волги. Дать понятие о реке Волге, как о кормилице страны, важнейшем экономическом регионе России.

Публикация «Конспект ОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром „Великая Волга“» размещена в разделах

• Показать значение Волги - труженицы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в производстве электроэнергии. Познакомить с промысловой рыбой, обитающей в Волге.

• Показать значение реки Волги, как источника питьевой воды. Помочь понять детям ценность очищенной чистой воды. Познакомить с одним из способов очистки воды – фильтрованием. Научить делать простейшие фильтры и фильтровать воду. Учить беречь воду.

• Показать значение реки Волги, как центральной водной артерии России. Воспитание чувства гордости за нашу великую реку.

Материал: иллюстрации с изображением реки Волги и городов (в слайдах мультимедиа с пейзажами Волги, городов, фото детей (кто был в этих городах, аудио (плеск воды, гудок парохода, крик чаейк, песни о Волге, о городах по маршруту, песни Зыкиной «Течет Волга» и «Любимый Нижний Новгород», географическая карта реки Волги, иллюстрации с изображением Саратовской ГЭС, заводов и фабрик вдоль берега реки Волги, картинки с изображением Волжской промысловой рыбы, географическая карта реки Волги со всеми водными системами с прилегающими территориями, доска;

раздаточный (для опытов) : три стакана с чистой водой, воронка, прозрачный сосуд для фильтра (пластиковая банка, фильтровальная бумага, чистый (прокаленный на огне) песок, уголь для фильтра, масло растительное, земля и соль по 1-ой ложке, рыбки и удочки с магнитами.

Ход деятельности:

(Играет музыка песни «Люблю мой Нижний Новгород»).

Ребята, вы узнали эту мелодию, давайте подпоем (поем куплет и припев, можно сопровождать слайдами на мультимедиа о городе).

– Как называется наш город?

– На каких реках он стоит? (слайд «Стрелка»)

А вы желаете отправиться в путешествие по реке Волге? А на чем мы можем путешествовать? (плот, лодка, катер, паром, пароход, теплоход).

Наш теплоход отходит от речного вокзала (аудиозапись с плеском воды, криком чаек, гудком парохода, займите свои места (садимся в импровизированный теплоход по билетикам). Мы отплываем.

- Что вы знаете о реке Волге?

Примерные высказывания детей о реке Волге :

1 реб. : Волга – одна из красивейших и самая большая река в России.

Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа, символ нашего русского государства и русской культуры.

2 реб. : Писатели говорят о ней, как о живой, приписывают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной-матерью. Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой.

3 реб. : Летом тысячи людей спешат к Волге, чтоб отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой.

Знакомство с географической картой реки Волги.

Волга берет начало (показ на карте) у деревни Волговерховье Тверской области, в небольшом болтце. Место, где начинается река, называется истоком (мультимедиа с истоком Волги) :

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река…

Легкий дом, как девичья светелка.

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте люди!

Здесь родилась Волга,

Здесь ее и дом и колыбель.

(Палькин Н. Е.)

Из далека долго течет река. Итиль, Идель, Атал и, наконец, Ра - так называли великую русскую Волгу на протяжении многих столетий народы всего мира.

"Ра" - значит "щедрая". Что такое щедрая? (Ответы детей : добрая, все отдающая.

"Итиль" звали матушку-реку татары и марийцы. ( Показать детям народы России: татар, марийцев на мультимедиа.)

"Атал" - чуваши, т. е. самая главная, полноводная, могучая, широкая.

«Волга» — слово переводится оно как «светлая», «священная».

Кто-то считает, что Волга — производное от слова «волога» (отсюда и волглый — влажный, ведь река в своём верхнем течении проходит по заболоченной местности.

Во все времена народы Волги складывали легенды о своей кормилице. Одни говорили, что по ней можно доплыть до Солнца, другие, что она - дорога в вечность, третьи опасались ее хранителей - таинственных жителей подводных волжских пещер.

(Показать по карте, какой огромный путь проделывает река). Вначале она течет по зоне лесов, затем по лесостепи, по нашей области – степи, и далее до Каспийского моря по полупустыни.

У Волги (показ) много крупных притоков реки Волги, они питают Волгу, делают ее полноводной. Самыми крупными являются Кама и Ока, к другим менее крупным относятся: Медведица, Тверца, Унжа, Сура, Керженец, Ветлуга, Линда и др. Кама - левый приток Волги, а Ока - правый приток Волги.

На берегах реки Волги раскинулись и другие города, а не только наш город. И вот сегодня мы их увидим.

- Как вы думаете, почему города «растут» у реки?

- Почему люди селились возле Волги?

И вот нас приветствует город Чебоксары (слайды). Выходим с теплохода по трапу (доска) на пристань (стоим). Нас встречают люди, которые здесь живут в национальной одежде – чуваши (слайды). И угощают нас национальным блюдом – пирогами.

- Объясните, почему говорят, что Волга – труженица?

Издревле человек использовал речную воду в своем хозяйстве. Ни один завод не может работать без воды. Современные заводы и фабрики требуют еще больше воды. Почти половина промышленного и сельского хозяйства России находится на берегах Волги и ее притоках. Машиностроение, нефтепереработка, химические предприятия, тепловые и атомные электростанции – везде нужна вода. Использованная вода сливается назад, в реку. Да, ее предварительно очищают в специальных очистных сооружениях. Но зачастую, эти сооружения настолько устарели, что половина вредных веществ остается в воде. Наша страна может обойтись без машин, станков, нефти, удобрений? Что же делать тогда? (Нужно следить за очистными сооружениями). И предлагаю вам посетить лабораторию.

(Садимся за столы)

Вода – дар природы. Без воды жизнь на земле невозможна! Пресная чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится государство. Волжская вода считалась питьевой. Теперь она очень грязная.

- Можно ли очистить грязную воду?

- Как это можно сделать?

- Из чего можно сделать фильтр?

Чтобы очистить воду надо затратить немало средств (денег) и времени.

Изготовление фильтров:

- самый простой: вырезать круг из фильтровальной бумаги (можно салфетки бумажные) и вложить его в воронку;

- насыпать туда же уголь;

- сверху чистый песок.

С каждым разом качество фильтра улучшается.

Проведение опытов по очищению воды:

- в стакане с чистой водой размешать ложку земли и ложку масла, пропустить через фильтр;

- в стакане с чистой водой размешать соль, профильтровать.

Дети делают выводы: земля и масло сразу отфильтровались, а соль не фильтруется. Вещества, которые хорошо растворяются в воде, практически не фильтруются. В Волге достаточно много вредных веществ, растворенных в воде. Вот почему, прежде чем волжская вода поступит к нам в дом, ее не только фильтруют, но и хлорируют. Хлор – это газ, который делает воду чище. Хлор сам постепенно выходит, поэтому воду рекомендуют отстаивать и кипятить.

Вывод: волжская вода – наше богатство, которое надо беречь, воду использовать разумно, экономить.

Занимаем места на теплоходе и отправляемся в следующий город Казань (слайды с видами города, национальной одеждой). Для детей главной достопримечательностью Казани является аквапарк. Хотите поплавать (выходим с теплохода). Динамическая пауза: надеваем спасательные жилеты, ныряем, плаваем, идем змейкой по самой длинной горке.

Нам уже гудит теплоход, скорее занять места.

Следующий город на нашем пути - Ульяновск (слайды). В городе производят на автомобильном заводе машины УАЗ (остаемся сидеть на теплоходе).

В далекие времена, когда не было дорог, как можно было попасть в другой поселок на реке, перевезти груз?

Издревле люди использовали реку, как водную дорогу (слайды со старой Волгой). Вначале плавали на плотах, затем лодках, позже научились строить пароходы. Почти 200 лет назад был построен первый пароход. Когда Волгу соединили с Невой, открылся выход в Балтийское море (показ по карте). Стали совершаться крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, позже нефти и хлопка. Сейчас Волга на севере страны соединена с Белым морем через Беломорско-Балтийский канал, на юге – с Азовским и Чёрным морями — через Волго-Донской канал (показ по карте).

Пора нам в дальнейший путь и нас ждет город Саратов (слайд) (выходим).

В этом городе находится одна из самых мощных гидроэлектростанций (слайд). Она перегородила реку плотиной. Треть всей производимой в стране электроэнергии производится на волжских берегах. Можем страна обойтись без электроэнергии?

Нужна вода и в сельском хозяйстве. Без полива нельзя получить хорошие урожаи. П/и «Ручеек».

Отправляемся в дальнейший путь – город Волгоград (слайды). Это город герой. Стойко стояла наша армия в годы В. О. войны и мы с вами находимся на Мамаевом кургане. Состоит из скульптурных композиций, аллеи тополей, площади Стоявших насмерть, площади Скорби, зала Воинской славы, мемориального кладбища и других сооружений.

И нас встречает город – Астрахань (выходим).

Везде нужна вода и дает ее нам Волга – кормилица. Почему ее так называют? (вода необходима для приготовления пищи, в Волге водится рыба, а по берегам Волги в лесах водятся звери и птицы). Астрахань считают промысловым городом, рыбным городом. В Волге обитает около 70 видов рыб. Из них 40 промысловых ( важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь). (Показ иллюстраций с изображением волжской промысловой рыбы).

Знакомство с профессией рыбака, орудия труда: лодка, сеть, удочка, крючки и т. д

Динамическая пауза «Ловись рыбка большая и маленькая» (ловля рыбок на магнитную удочку).

Волга впадает в самое большое в мире озеро – Каспийское. Его называют Каспийское море. Место, где впадает Волга в Каспийское море называется дельтой. Течение становится медленным, река разливается и перетекает в море.

Наша задача – сберечь чистоту волжской воды. Сделать это очень трудно. Надеюсь, что когда вы вырастите, вы полностью решите эту проблему.

А нам пора возвращаться домой, занимаем места.

Звучит фонограмма песни "Течёт река Волга".

На фоне музыки ребенок читает отрывок из стихотворения Б. Заходера:

- Течёт река издалека.

Течёт река.

Течёт река.

Как хорошо, когда река

И широка и глубока.

-Течёт река, течёт река,

Поит поля и города,

Несёт и лодки и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне:

Ты хороша, река, весной

И осенью и в летний зной.

Что вам запомнилось из нашего путешествия?

Можно сделать лодочки или пароходы из бумаги оригами, загадать желание и пустить в таз или бассейн с водой.

Публикации по теме:

«Домашние животные и их детеныши». Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей дошкольного возраста Цель: Систематизировать представления о домашних животных и их детенышей. Задачи: Продолжать знакомить детей с домашними.

Дидактическое пособие по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром «Книжка из фетра «Чей домик?»Дидактическое пособие по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром «Книжка из фетра «Чей домик?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад №71 «Яблонька» Методические рекомендации к.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста «Где вода — там жизнь» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста «Где вода — там жизнь» Цели: Воспитывать у детей бережное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов» Цель: познакомить детей с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе. Задачи: познакомить детей с представителями.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в осеннем лесу» для старшего возраста Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием лексико-грамматического строя речи «Прогулка в осеннем.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «В гостях у осени» для старшего дошкольного возраста Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «В гостях у осени» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: • Формировать обобщённые.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста по теме «Домашние животные» Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Домашние животные» Цель Дать понятие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста на тему «Бытовая техника» Тема: «Бытовая техника» Форма: подгрупповое занятие Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о собственной квартире/доме и предметов.

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Перелетные птицы» Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Перелетные птицы — птицы, улетающие.

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим «Хлеб — кормилец» МДОУ детский сад №7 «Солнышко» Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим[/i]«Хлеб – кормилец»[/h3] Выполнили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Великая Волга»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 20:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Великая Волга»» (включая файлы) размещена пользователем Кулагина Лариса (УИ 1542646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД