Милена Барболина
Организация взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
(2 слайд)
Актуальность
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй. Многие родители считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, поскольку всю необходимую информацию черпают в Интернете и в СМИ. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Публикация «Организация взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, образования и развития.
Сотрудничество педагогов и родителей, на которое нас нацеливает ФГОС дошкольного образования, позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
(3 слайд)
Для вовлечения родителей в образовательный процесс, мы – педагоги должны постоянно контактировать с ними, открыто показывать и рассказывать обо всём, чем занимаемся с детьми, как строим свой день, что волнует нас при этом. Главное, при общении с родителями мы должны проявлять личную заинтересованность, так появилась
Цель: установление партнерских отношений участников образовательного процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
(4 слайд)
Для достижения которой, необходимо решить ряд задач (они на слайде)
Задачи:
1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями через использование новых нетрадиционных форм организации сотрудничества
2. Установить доверительные и партнёрские отношения с родителями для изучения их интересов и построения дальнейшего сотрудничества.
3. Сформировать у родителей компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку через вовлечение их в образовательный процесс.
(5 слайд)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Поэтому в дошкольных учреждениях взаимодействию с семьей уделяется особое внимание.
(6 слайд)
При организации взаимодействия с семьями воспитанников, мы педагоги, выстраивая свои взаимоотношения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, нацелены на следующие Ожидаемые результаты:
• Во-первых, нам необходимо установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребёнка в семье;
• Во-вторых, мы должны оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой, например, какие изменения произошли в детском саду с введением ФГОС ДО;
• Только тогда родители станут полноправными участниками образовательного процесса, когда мы наравне с педагогами будем предлагать им принимать участие в планировании мероприятий, обсуждать возникшие проблемы на совместных методических объединениях, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
• Лишь после этого реально установить партнёрские отношения между родителями и педагогами детского сада
(7 слайд)
Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности. При организации совместной работы детского сада с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
1. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится всё сотрудничество педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Позитивный настрой необходим не только в работе с детьми, но и в общении с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.
3. Современные папы и мамы в большинстве своём люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4. Любое, даже самое небольшое мероприятие по взаимодействию с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное при этом - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар-практикум могут негативно повлиять на положительный имидж детского сада в целом.
5. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
(8 слайд) Свою работу по организации взаимодействия с семьями воспитанников, мы строим по нескольким направлениям:
I. Познавательное направление. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает следующие формы взаимодействия :
1. - общие, групповые собрания. Мною были подготовлены и проведены такие собрания «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» с показом фрагментов оздоровительных мероприятий с детьми, «Игра - не забава» с демонстрацией различных игровых моментов, собрание в форме КВН «Семья и детский сад», «О здоровье всерьёз» с показом видео презентации о закаливающих мероприятиях в детском саду, «Учимся играть вместе» собрание-тренинг на материале развивающих игр В. В. Воскобовича,
(9 слайд) на собрании «Мы здоровью скажем – да!» познакомила родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. На практике пропагандировала родителям использование здоровьесберегающих технологий в домашних условиях, (10 слайд) на собрании в форме практикума по развивающим играм В. В. Воскобовича родители познакомились с несколькими вариантами различных игр и сами смогли в них поиграть, превратясь на время в детей, а на родительском собрании «Начало учебного года» познакомила с трудностями адаптации ребёнка к детскому саду и дала рекомендации по данной теме. Познакомила родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы. А чтобы узнать какими бы родители хотели увидеть своих детей в конце учебного года, им было предложено написать письма «Ожидания». Благодаря этим письмам мы смогли построить свою работу так, чтобы в конце учебного года пожелания родителей осуществились.
(11 слайд)
- консультации и индивидуальные беседы. Консультации для родителей проводимые в детском саду являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребёнка. Мною были подготовлены для родителей такие письменные консультации как «Просто ли играть», «Нужен ли ребёнку дневной сон», «Какие игрушки нужны детям», «Воспитываем трудолюбие», «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей», «Как организовать детский новогодний праздник», «Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей», «Роль сказки в жизни ребёнка», «Ребёнок и телевизор», «Ошибки, которые нельзя совершать». В оформлении консультации «Прогулка зимой – это здорово», «Игра в жизни ребёнка» и «Творчество в детском возрасте» использовала фотографии детей. Устные консультации проводила индивидуально, в основном по просьбам родителей
Имею большую картотеку консультаций для разных возрастных групп и на разные темы.
(12 слайд)
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями и семейные проекты
Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания детского сада с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Что нам осень принесла», «Новогодье», «Насекомые» и «Бабочки-красавицы» для пополнения мини-музея стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Для и активизации участия родителей в выставках практикую награждение участников грамотами и призами.
- совместные экскурсии. Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих совместных прогулок дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями. Родители помогли нам организовать и провести экскурсию в пожарную часть, где дети смогли познакомиться с профессией пожарного.
(13 слайд) Следующее направление, можно выделить
Информационно-аналитическое Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Использование данного направления помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование и тестирование. Благодаря анкетам я смогла узнать потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом. Провела анкетирование «Социальная анкета семьи», что позволило узнать о составе семьи, интересах, традициях. Анкета «Ведёте ли вы здоровый образ жизни в семье?» помогла выявить ряд негативных привычек в некоторых семьях. Провела анкетирование по выявлению степени удовлетворённости родителей питанием в детском саду и услугами детского сада. Анкета «Удовлетворены ли вы познавательным развитием в детском саду» позволила мне проанализировать состояние работы по данному направлению, узнать мнение родителей и предложения по её совершенствованию. Анкета для родителей «Играем вместе с детьми» помогла мне понять насколько родители умеют играть и общаться со своим ребёнком. Тесты «Какой Вы родитель», «Установки в нашей жизни», «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни», «Готов ли Ваш ребёнок к школе» позволили родителям оценить свою позицию и в чём-то, возможно, пересмотреть.
(14 слайд) Для обеспечения открытости в о взаимодействии с семьями, нельзя не упомянуть Наглядно-информационное направление. Цель: доведение до родителей любой информации в доступной форме, тактичное напоминание о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
(15 слайд)
- оформление родительских уголков с необходимой информацией о режиме дня, занятиях, организации питания, о сотрудниках, работающих с детьми, памятки для родителей.
- на стенде помещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- нормативные документы, регулирующие деятельность детского сада;
- объявления и рекламы;
(16 слайд)
- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) с указанным программным содержанием ;
- фотовыставки с комментариями о деятельности детей такие как «Почему я люблю новый год», «Масленица», «Мы здоровью скажем – да»
- папки-передвижки «Режим дня в детском саду», «Безопасное общение», «Безопасность на дороге», «Здоровый образ жизни семьи», «Правила поведения на дороге»
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для взаимодействия с семьями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
В нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо развития ребёнка. Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового и современного вида взаимодействия воспитателей и родителей – использование информационно-коммуникационного пространства.
(17 слайд)
Нами предложена родителям создание закрытой группы в «контакте». Она стала называться «Бусинки». Сейчас у нас здесь есть много фотоальбомов. На страницах группы мы выкладываем все новости детского сада и нашей группы, объявления, благодарности родителям, консультации, темы недели, что мы делаем на занятиях. Проводим различные опросы такие как «Часто ли вы с детьми говорите о правилах безопасности?» где 81% родителей ответили – «да» и 18% ответили – «редко». Опрос «Хотели бы вы, чтоб дети больше ходили на экскурсии?» где 100% родителей ответили – «да» и оставили свои пожелания куда бы они хотели чтобы их дети сходили на экскурсию (детская библиотека, школа, госконюшня, Вельский анком, пожарная часть, на выставку «Мир тропиков»). Мы учли пожелания родителей и смогли посетить пожарную часть, школу, и сходить на выставку «Мир тропиков». На страницах группы родители задают вопросы, общаются друг с другом. Все темы общения касаются только детей. Группа продолжает развиваться, появляются новые идеи.
(18 слайд) И, наконец, самое продуктивное в плане взаимодействия с семьями, это Досуговое направление: Цель: установление тёплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша педагогическая самооценка, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы, повышается родительская рефлексия и соответственно авторитет детского сада растёт.
(19 слайд)
По данному направлению были организованы :
- праздники, в которых родители демонстрируют какие-то свои умения, которые традиционно заканчивались чаепитием «8 марта», «День матери», «Праздник смелых людей», «Папа, мама я – спортивная семья».
(20 слайд)
Вот уже два года мы практикуем в День рождения детского сада проводить День родительского самоуправления. Многие родители с радостью откликаются на предложение побыть в этот день «воспитателем», с удовольствием организуют игры и занятия с детьми.
(21 слайд)
- развлечения с непосредственным участием родителей в роли какого-то персонажа Ещё одной интересной традицией нашей группы является привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений. Родители с удовольствием выбирают роли сказочных персонажей, посещают репетиции. Дети, родители которых участвуют в праздниках и развлечениях, чувствуют себя героями наравне с родителями. После праздников, продолжительное время, дети обсуждают сюжет праздника, обсуждают участие родителей в таких мероприятиях. Пассивные родители стремятся в последующем тоже принять участие в следующих праздниках и развлечениях, чтобы поднять статус ребёнка в коллективе.
(22 слайд)
Наши родители принимают активное участие в различных развлечениях – Выпускной бал, День рождения детского сада, где с удовольствием играют роли царя, принцессы, няни, домоправительницы Фрекен Бок.
(23 слайд)
- знакомство с профессиями родителей или «Встречи с интересными людьми» В заранее обдуманный день к детям приходит, уже знакомый им, человек (родители, работники детского садаи т. д.). Гость рассказывает детям о своей профессии, орудиях труда и результатах своей работы. Дети на такой встрече могут задать гостю любой интересующий их вопрос. Ребёнок, чей родитель приходит на встречу, испытывает чувство гордости, радости, чувствует себя лидером, находится под всеобщим вниманием. У нас были организованны встречи с инспектором ГИБДД, пожарным, учителем,и врачом-стоматологом и участником ВОВ.
- акции самых разных направленностей – «Подари спортивный инвентарь в группу», «Поможем птицам перезимовать», «Музыкальные игрушки» и др.
(24 слайд)
Взаимодействие с семьей проводим поэтапно. Поскольку эффективность сотрудничества зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
1. На подготовительном этапе занималась сбором информации о семье : выясняла количественный состав, профессиональные особенности её членов; социальные особенности, включающие условия проживания, интересы, увлечения, предпочитаемые способы проведения досуга, с целью учёта интересов определённых групп семей и ориентацией на их кругозор.
2. На аналитическом, анализировала всю полученную информацию и занималась составлением карты-анкеты о семье, позволяющей определить основные формы индивидуальной или совместной работы с каждой семьёй, объединить некоторые семьи в группы.
3. На основном этапе осуществляла непосредственное взаимодействие предлагала родителям принять участие в планировании совместных мероприятий группы, цель которой – объединение усилий для создания оптимальных познавательных, психологических, физических условий развития воспитанников; также наметила и индивидуальную работу, включающую ежедневное общение, обмен впечатлениями, замечаниями, рекомендациями.
(25 слайд)
Результативность
Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.
Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей.
Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
(26 слайд)
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!