Приложение МААМ

«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ»

Татьяна Мухина
«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ

Современное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую роль в развитии мышления и речевого общения, в формировании социальных связей.

Работа по развитию речи и речевого общения должна проводиться не только в условиях ДОО, но и в семье. От правильности взаимодействия детского сада с семьей зависит успех воспитания детей. Наша задача вооружить родителей педагогическими знаниями по методике развития речи. Родители могут самостоятельно с детьми в соответствии с задачами их речевого развития, учитывать возраст ребенка.

Публикация «„Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ“» размещена в разделах

Большое значение в ознакомлении с правилами речевого поведения имеет индивидуальная работа с отдельным ребенком, в которой педагог должен учитывать особенности развития его психики, его статус в семье и уровень речевого развития.

Следует отметить, что совместная деятельность ДОО и семьи – главный фактор решения общей задачи – воспитания культуры речевого общения дошкольников.

Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются необходимыми условиями освоения детьми культуры речи.

Следует постоянно привлекать родителей к тому, чтобы они вместе с ребенком составляли рассказы, записывали их, делали к ним рисунки.

Родителям стоит обратить внимание на то, что в общении с ребенком в раннем возрасте нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова (бибика, ляля) т. е. сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков. Нужно вести пропаганду среди родителей, показать роль примера окружающих взрослых в развитии детской речи, советовать, о чем и как разговаривать с маленьким ребенком, какие книжки читать, как учить вежливо и правильно общаться с окружающими взрослыми и сверстниками.

Мы советуем родителям создать такие условия в семье, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас. Существует очень много игр и упражнений для выработки правильного произношения. В группе мы проводим с детьми артикуляционную и речевую гимнастику, рассматриваем картины, читаем им сказки и стихи, беседуем по содержанию,

побуждаем детей самих рассказывать стихи и сказки.

Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Большую роль в развитии речи детей играет предметно – развивающая среда, а также настольные игры. Играя в настольные игры, у ребенка развивается мелкая моторика рук, которая способствует развитию речи. Играя ребенок озвучивает свои действия (вот сюда я положу красный круг и т. д). Необходимо обеспечить каждую возрастную группу развивающими игрушками (в соответствии с программными задачами речевого развития, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Создать пособия и атрибуты для игр (дидактических, музыкальных, подвижных, в которых ребенок подводится к осознанию необходимости правильного речевого поведения «Уроки вежливости», «Как поступают вежливые дети»).

В уголке книги специально подбираются произведения детской художественно литературы, которые позволят развить у детей умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими поступками. Кроме того нужно создать игрушки для специальных ситуаций, в которых дети могут в процессе игры самостоятельно выбирать речевую форму общения («Говорим по телефону», «Идем в гости», широко использовать различные наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии, компьютерные презентации).

Для нормального развития речи и, следовательно, для развития его интеллекта, эмоционально-волевой сферы важно, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточным развивающим потенциалом.

Речевая среда рассматривается широко – как любые образцы языка, т. е. это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино и театр.

Речевой средой (в узком смысле) в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых в семье и детском саду. В нее входит и то целенаправленное обучение, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.

Влияние среды на развитие может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активность. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:

- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

младшая группа:

- Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);

- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

- Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

- Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

- Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Средняя группа:

- Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

- Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т. д. ;

- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

- Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Старшая и подготовительная к школе группы:

- Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);

- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);

- Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);

- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:

*Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

*Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

*Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Программа взаимодействия с семьями воспитанников» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Модели взаимодействия с семьями воспитанников Модели взаимодействия с семьями воспитанников Совместные мероприятия педагогов и родителей Совместные мероприятия педагогов, родителей и.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования Так как, на современном этапе уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, партнерства семьи и образовательного учреждения,.

План взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 города Ейска муниципального образования Ейский.

План взаимодействия с семьями воспитанников (подготовительная группа) Взаимодействие с семьями воспитанников Подготовительная групппа Сентябрь Встреча с родителями: «На пути к школе». Цель:Организация совместной.

План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе МБОУ «Нововаршавская гимназия» на 2015-2016 уч. год. Воспитатель:.

Правила взаимодействия с семьями воспитанников Задачи работы с родителями • Изучение интересов, мнений и запросов родителей. • Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации.

Программа взаимодействия с семьями воспитанников в первой младшей группе Установления взаимосвязи ДОО и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления.

Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ В настоящее время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы,.

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений. В своей статье я бы хотела рассказать о роли семьи в воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ»
Опубликовано: 31 января 2016 в 20:10
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мухина (УИ 410171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД